Москва «убедила»: Украина выбирает Европу

В любых двусторонних международных отношениях время от времени появляются проблемы. Не ислючение и отношения Украины с Россией. Временное потепление в «дружбе» Киева и Москвы после прихода новой украинской власти закончилось. В последнее время взаимная «нелюбовь» достигает, поистине, критической точки. Вслед за «пряником»: обещаниями баснословных выгод об общего союза, в ход идет «кнут»: от непрямых угроз до прямого шантажа. Похоже, в России слишком сильно делали упор на то, что «дружба — дружбой, а деньги — врозь». Украина наконец-то тоже это поняла.

Россия мягко «стелет»…

Российские эксперты, видимо, по инерции, продолжают описывать «радужные» перспективы вступления Украины в Таможенный союз. «В перспективе, как бы ни развивались отношения в треугольнике Украина-Россия — Европа, наши (украино-российские — ред.) промышленные и аграрно-промышленные комплексы тесно связаны и мы обречены на определенные объемы кооперации», — отметил советник, руководитель группы экономической политики Посольства РФ в Украине Алексей Урин.

Выступая как бы в роли «доброго» полицейского, он напомнил, что только в первом квартале текущего года товарооборот между Украиной и Россией значительно увеличился. «Прирост составил около 60%», — подчеркнул он.А доля высокотехнологической продукции, главным экспортером которой является Украина, составил 37%. Именно поэтому, по мнению эксперта, Киеву стоит всерьез задуматься о вступлении в Таможенный союз. Ведь в нем «еще многие годы акцент будет сделан на поднятие промышленности» стран, входящих в союз. «Украинский экспорт, в значительной своей части, — высокотехнологический. Причем, в основном, это торговля с Россией и другими странами Таможенного союза. В то же время, структура экспорта со странами Евросоюза — кардинально другая», — сказал он.

По мнению эксперта, если Украина присоединится к Таможенному союзу, то сможет образовать единые технологические цепочки с другими странами ТС. «Если нет — то это будут риски для украинских предприятий. Но пока говорить об этом рано», — отметил он.

… Да жестко спать

В свою очередь президент российской компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин выступил в роли полицейского «злого». Он тут же заявил, что, в случае подписания Украиной договора о присоединении к Зоне свободной торговли с Европой, она может утратить рынок России, а также ряд отраслей народного хозяйства.

По его мнению, Европа, «заманивая» Киев в ЗСТ и обещая договор об ассоциации, преследует сугубо политические цели. По его словам, главная задача Европы — «оторвать Украину от России», чтобы ослабить. Однако никаких реальных перспектив и выхода на европейские рынки для украинской продукции не будет. «Прежде, чем говорить о том, что Украина потеряет или выиграет, нужно понять простую вещь: развитие экономической ситуации в мире будет идти совсем не так, как предполагает большинство политиков. Они убеждены, что экономический кризис заканчивается и все будет развиваться. Политики считают, что, если так, то для украинских товаров будет место не только в РФ, но и в Европе. На самом деле это не так. Кризис продолжается», — отметил он.

По его словам, в случае вступления Украины в ЗСТ, «Россия найдет замену украинским товарам в рамках того же Таможенного союза». В то же время, по мнению эксперта, Украина в Европе не получит доступ к рынкам, потому что ее никто не собираетс туда пускать. »Если Украина подписывает договор с ЕС, она остается чужой для ЕС. Украинскую продукцию никто не пустит в Европу. В то же время, Россия тоже закроет свои границы, потому что мы частично восстанавливаем свое производство и будем должны закрывать свои границы от товаров, проходящих через Украину транзитом», — сказал Хазин.

«Украину превращают в аграрный придаток ЕС. Серьезные возможности для развития высокотехнологичных мощностей для Украины есть только в Таможенном союзе», — уверен российский эксперт.

Европа может хлопнуть дверью

В самой Европе возможность вступления Украины в Таможенный союз с Россией расценивают почти как предательство. Мол, обещали евроинтегрироваться, а сами… И обещают, в случае такого развития событий, в буквальном смысле, хлопнуть дверью перед самым носом. В частности, по словам администратора департамента политики Европарламента Инны Кирш, интеграция Украины в Таможенный союз перекроет перспективы вступления в Евросоюз. «Для нас Украина является одним из главных партнеров на Востоке. Напомню, наши министры иностранных дел четко подтвердили это», — отметила она.

Эксперт подчеркнула, что Зона свободной торговли для Украины является частью договора об ассоциации с Евросоюзом. Кроме того, по ее словам, ЗСТ позволит Украине найти ресурсы для модернизации своей экономики. Тем более, что перспективы реализации этой стратегии так близки к завершению.

По словам Инны Кирш, предположительно, договор об ассоциации Украины с Евросоюзом может быть подписан в декабре 2011 года. «Однако, если Украина вступит в Таможенный союз, то это закроет перед ней двери в Европу», — подчеркнула она.

«ЗСТ не значит, что Украина разрывает отношения с РФ. К сожалению, этот миф существует и всячески поддерживается политиками. Но это не так», — считает и руководитель представительства Фонда Конрада Аденауэра в Украине Нико Ланге.

По его мнению, несмотря на все заявления РФ о рисках ЗСТ и ассоциации с ЕС, «Украина не дает себя запугать». «Нужно говорить не о мифах, а о глобальном смысле евроинтеграции. Прежде всего, это инструмент, чтобы давать ответы на ключевые вопросы. А главный вопрос для Украины не в том, является ли она членом какого-то клуба, а будет ли страна конкурентноспособной в условиях глобальной конкуренции», — подчеркнул он.

Нико Ланге уверен, что выбор между ЗСТ и ТС — «это не фиксация статус-кво». «Это инструмент модернизации стандартов экономики Украины», — считает эксперт.

Власть и оппозицию роднит неприязнь к Таможенному союзу

Более того, по его словам, Украина наконец-то «прозрела» и поняла, что Россия всегда чем-то будет недовольна. Идти ей на уступки по тем или иным вопросам, или не идти. Нико Ланге отметил, что это понимают в украинской власти. «Может, через год после харьковских соглашений эйфория спала, но ничего все равно не изменилось: евроинтеграция не противоречит отношениям с Россией», — сказал он.

По его мнению, в выборе между Зоной свободной торговли с Евросоюзом и Таможенным союзом с Россией, в украинской власти впервые существует консенсус. «Первый раз, когда в украинской элите существует консенсус относительно нежелания вступать в Таможенный союз», — отметил он.

В подтверждение этого тезиса выступили и украинские политики-антагонисты. Так, по словам народного депутата от НУ-НС Ирины Геращенко, вступление в Зону свободной торговли с Евросоюзом отвечает национальным интересам Украины. «Мы рады что и власть разделяет такую позицию, поскольку она поняла, что быстрых преференций в виде дешевого газа не получит», — отметила парламентарий.

В свою очередь, народный депутат от Партии регионов Василий Горбаль заявил, что переговоры Украины по интеграции с Зоной свободной торговли с ЕС и Таможенному союзу должны быть лишены политической составляющей и, в первую очередь, должны быть прагматичными. По его словам, Украина не будет интегрироваться в Таможенный союз хотя бы из-за строительства Россией обходных газопроводов. «Ранее Украина занимала определенную позицию как страна-транзитер энергоносителей в Европу. Изменение газотранзитной стратегии Российской Федерации привело к тому, что Украина начала искать новую экономическую стратегию. Это касается нашего сотрудничества с Евросоюзом», — отметил он.

При этом, по словам парламентария, противопоставлять отношения Украины с ЕС и отношения с РФ некорректно. «На практике получается так, что в этих процессах сегодня превалирует политика. Именно такой является позиция российской стороны. Но кризисные явления показывают, что все интеграционные процессы необходимо рассматривать с точки зрения экономики, нужно искать практические выгоды», — считает Василий Горбаль.

Именно понимая свои выгоды Украина и взяла курс на евроинтеграцию. «Украина целенаправленно двигается к Зоне свободной торговли с ЕС. И это нужно уважать. Во многом такая политика вызвана позицией России в отношении нашего транзитного потенциала. Поэтому нет ничего удивительного, что мы ищем новые возможности и гарантии», — подытожил он.