«Парашютная» приватизация: что из этого выйдет

Ускорение приватизации — одна из немногих «жизнеспособных» инициатив президента РФ. Ведь это обеспечит отступные представителям той стороны, которая проиграет на президентских выборах.

На пресс-конференции по результатам встречи с французским коллегой Франсуа Фийоном премьер Владимир Путин заявил, что разделяет взгляды на программу приватизации, объявленную на Петербургском экономическом форуме (ПЭФ) президентом Дмитрием Медведевым.

Уточним, в ходе пленарного заседания ПЭФа президент признал, что государству все еще принадлежит чрезмерно большая часть экономических активов в стране — от предприятий до земельных ресурсов. Поэтому он поручил подчиненным к 1 августа пересмотреть программу приватизации и проводить ее интенсивнее. «Государству не нужны такие большие объемы собственности», — подчеркнул Медведев.

И пошло-поехало. В частности, было заявлено, что государство считает возможным снижение ниже контрольной доли государства в «Роснефти». Потом помощник президента Аркадий Дворкович сообщил, что может быть снижена до нуля доля государства в ВТБ. Далее с предложением продать пакет акций объединенного «Ростелекома» частным инвесторам выступило Минэкономразвития РФ. Министерство энергетики заявило, что в дополнение к ранее предлагавшимся 7,97% акций можно продать стратегическому партнеру блок-пакет (25%) в «РусГидро». Минсельхоз сообщил, что готов увеличить выставляемый на продажу пакет акций Россельхозбанка. А председатель правления Сбербанка Герман Греф заверил, что государство может безболезненно распродать долю банка до блокпакета…

Эксперты считают, что приватизация России необходима. «Высокие цены на нефть позволяют выводить деньги за рубеж, не вкладывая в отечественную экономику. Напротив, продажа российских активов ведет к возврату денег в российские пределы, — отмечает ведущий аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. — То есть, так или иначе приватизация расширяет возможности вложения денег в экономику, дает какой-то стимул активного поиска, что в принципе может привести к перелому нынешней ситуации». Пока же, по словам эксперта, сырьевая зависимость экономики РФ дает основания полагать, что благополучие в России зыбко, а это порождает стремление вывезти доходы за рубеж или просто утаить.

Другие, не менее полезные для экономики страны инициативы президента, с большой долей вероятности обречены на провал, а эта будет жить. Доказательством тому служит демонстрируемый откровенный энтузиазм министерств и ведомств. Причина очевидна — именно в этом пункте своего выступления Медведев не задевал интересы премьер-министра Владимира Путина. «Действительно, нынешний курс Медведева в отношении собственности отличается от курса Путина в начале нулевых годов. Но тогда был другой экономический момент, другая управляемость экономикой, — напоминает Душин. — Вполне возможно, что Путин-2012 может притормозить на всякий случай активную распродажу госсобственности, но заметим, что нынешний кабинет министров довольно либерален, и вряд ли идеи приватизации и получение бюджетом доходов за счет этого встречает принципиальное противление премьер-министра».

Более того, дополнительные деньги понадобятся, чтобы президент и премьер могли перед выборами «тушить» социальными подарками протестные настроения. Ведь рост числа оппозиционеров — это угроза для тандема в целом. «Заявленное ускорение программы приватизации, полагаю, связано лишь с тем, чтобы привлечь крупных иностранных инвесторов в госкорпорации, — считает начальник аналитического отдела «Московский фондовый центр» Екатерина Кондрашова. — А также продемонстрировать возможность выручить неплохие денежные средства для дальнейшей их реализации, например, в какие-либо социальные проекты».

И, кстати, в СМИ уже прозвучало, что вырученные «приватизационные» деньги пойдут на латание дыр Пенсионного фонда. В частности, в свете объявленного снижения ставок страховых взносов до 30% с 2012 года.

Другое дело, что авральная распродажа госсобственности, особенно в России с ее неповоротливой учетной системой, чревата пропорциональным ростом попыток ловить рыбку в мутной воде. «Угроза есть всегда, но это вопрос к организационной форме процессов приватизации. По крайней мере на высоком уровне таких проблем можно избежать, — констатирует начальник отдела аналитических исследований «УНИВЕР Капитал» Дмитрий Александров. — Однако при этом не надо забывать об угрозе нецелевого или неэффективного использования уже самих средств, полученных в ходе приватизационной волны — здесь также необходимо проработать меры контроля».

Впрочем, есть две причины, по которым коррупционная составляющая в новой волне приватизации будет минимальна. «На фоне приближающихся выборов мы, скорее всего, получим образцово-показательный этап приватизации с четким соблюдением закона, с одной стороны, и усиленным контролем со стороны власти, с другой. Не самый подходящий момент для махинаций», — полагает Кондрашова.

Помимо этого у новой волны есть кровно заинтересованные контролеры на самых верхах. «Ускорение программы приватизации выглядит как желание «старой гвардии» обеспечить себе «золотой парашют» на случай ухода из власти, — констатирует аналитик «Инвесткафе» Алексей Пухаев.

Проще говоря, независимо от того, кто станет следующим президентом, выборы приведут к почти двукратному сокращению правящей в стране элиты. И надо под «пенсионеров» подготовить настолько привлекательные площадки, чтобы отставников не потянуло в «лондонскую оппозицию».

Соответственно, на этом фоне становятся прозрачней и инициативы Дмитрия Медведева по удалению действующих чиновников из советов директоров крупных компаний — ведь президент не запрещает работать в этих компаниях бывшим чиновникам.