Иностранная пресса о войне СССР с нацистами

Западная Европа, вспоминая о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз 70 лет назад, признает, что долгое время недооценивала роль СССР во Второй Мировой войне. «На Западе часто забывают, до какой степени исход Второй мировой войны зависел от СССР», — пишет в этой связи The Daily Mail. В Германии также происходит переоценка событий тех лет: там заговорили о геноциде славян. Между тем принципиально иные тенденции заметны в бывших республиках СССР. Там годовщиной воспользовались как очередным поводом для обвинений России в оккупации.

Британское издание вспоминает, что происходило в Лондоне 21 июня 1941 года. Главным событием в жизни британской столицы в тот день стал матч по крикету. О войне напоминало только то, что играли команды армии и Королевских ВВС. К тому моменту немцы уже полтора месяца не бомбили Лондон, изменив тактику и переключившись на восточный фронт.

«Мы должны быть благодарны за упорное сопротивление Советского Союза Гитлеру», — цитирует статью англичан InoPressa. По мнению The Daily Mail, «чудовищность сталинского режима» не дает Западу «смириться с тем, что четыре года этот виновник массовых убийств, на чьей совести еще больше смертей, чем у Гитлера», был их союзником. Кроме того, риторика «холодной войны», глубоко укоренившись в сознании европейцев, не дает возможности взглянуть на прошлое непредвзято.

«Беспрецедентной была и жестокость обеих сторон. Это была кровавая борьба эпических масштабов между восточноевропейскими славянами и западными арийцами, подогреваемая идеологической борьбой немецкого нацизма с советским большевизмом. Обе стороны смотрели на противника как на дикого зверя, которого нужно убивать беспощадно, все понятия милосердия и гуманности были отброшены», — констатирует автор статьи.

Гитлер велел вести войну на истребление, и командование четко разъясняло своим солдатам, что убийства, изнасилования и мародерство не только разрешены, но и активно поощряются. Военнопленные умирали от голода или поедали друг друга, гражданских беженцев отстреливали, специальные команды SS вешали коммунистов и расстреливали евреев на оккупированной территории.

Нацистская верхушка рассчитывала на быструю победу над деморализованной Красной армией, которую сталинские чистки оставили без офицеров и командования. Но «Гитлер не первый и не последний лидер, который обнаружил, что ничто так не объединяет разобщенный народ, как вторжение извне», замечает автор статьи.

Отступление немцев с территории СССР было неизбежным, но путь обратно сопровождался не меньшими жестокостями. Отступающие уничтожали мирное население, дома и запасы продовольствия. Историк Майкл Джонс рассказывает, что в Белоруссии около 50 тысяч мирных граждан, в основном детей, поместили в концлагерь вместе с 2 тысячами больных тифом. «Предполагалось, что советские солдаты, которые придут их освобождать, тоже заразятся», — пишет газета.

Все эти зверства, которые советская армия постоянно видела, продвигаясь на восток, спровоцировали ответную реакцию. «Один солдат вспоминал, что спросил генерала, что им разрешено делать с немцами. «Что угодно», — ответил офицер. «Так мы и поступали, расстреливали безоружных гражданских, кидали гранаты в подвалы, где укрывались женщины и дети», — говорится в статье.

Один из немногочисленных советских солдат, которого подвергли военному суду по обвинениям в изнасиловании, носил в кармане гимнастерки письмо из дома, где ему сообщали, что фашисты расстреляли его отца, повесили мать, а сестру изнасиловали прежде, чем убить. По мнению историка Майкла Джонса, собравшего эти свидетельства очевидцев, это не оправдывает поступков советских солдат, но во многом объясняет их. Причем Джонс отмечает, что, по его оценкам, жестокости совершались меньшинством советских солдат — 10-15%.

Германия заговорила о геноциде славян со стороны Гитлера

В преддверии 70-й годовщины в Германии также прошли мероприятия, посвященные событиям 1941 года. «Немецкая волна» пишет о меняющемся отношении немцев — главным образом, западных — к восточной кампании вермахта. В ФРГ начались разговоры о геноциде славян. 30 июня в бундестаге впервые пройдут парламентские дебаты, темой которых станет нападение на Советский Союз.

Историки и общественные деятели, занимающиеся этой темой, отмечают, что задержка в осмыслении этих событий связана во многом с холодной войной. «Расистская враждебность к славянам, например, ставшая идеологическим обоснованием войны на уничтожение на востоке, вообще никакой роли в общественном сознании немцев не играла, поскольку существовала преемственность главного врага на востоке в условиях «холодной войны», — пояснил директор музея Холокоста в «Доме Ванзейской конференции», где 20 января 1942 года нацистская верхушка приняла решение об уничтожении всех европейских евреев, Норберт Кампе.

По его мнению, для первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра была очевидна необходимость выплаты репараций Израилю. В отношении стран Восточной Европы такой жест был не считался нужным, что, по мнению Кампе, и привело к огромной временной задержке в работе над этой главой истории.

Председатель правления немецкого фонда «Память, ответственность, будущее», созданного для выплаты компенсаций бывшим подневольным рабочим «третьего рейха» Гюнтер Затхофф также признает, что смерть 27 млн советских граждан во Второй Мировой войне была вытеснена из общественного сознания немцев «холодной войной».

«Мы боялись, — пояснил он, — что когда-нибудь придут русские. В такой ситуации общественного страха было не до размышлений о преступлениях прошлого. И только с падением железного занавеса, когда мы перестали угрожать друг другу, появилась большая готовность непредвзято работать над историей совершенных преступлений».

Между тем он отметил также, что в странах бывшего СССР не до конца честны. Там вспоминают главным образом о героической победе над нацистской Германией, но не о бывших подневольных рабочих, угнанных в Германию, не о советских военнопленных, которые также стали жертвами расистской дискриминации и преследований, а многие из выживших из них по возвращении домой получили клеймо предателя и были отправлены в ГУЛАГ.

Бывшие республики СССР воспользовались годовщиной, чтобы обвинить РФ в оккупации

Между тем в бывших советских республиках теперь иные настроения. В СМИ памятную дату начала Великой Отечественной войны чаще всего просто проигнорировали или воспользовались ей как поводом еще раз напомнить об имперских амбициях России и обвинить РФ в оккупации, пишет «Фонтанка» в своем обзоре.

Украинская газета «День» решила в этот день рассказать о бесчинствах советской армии и привела мнения экспертов, которые недоумевают, зачем отмечать 22 июня, а в качестве примера настоящих патриотов приводят бойцов украинской повстанческой армии.

«Украинцам отводилась роль не субъекта, а пассивного объекта истории, — пишет доктор философских наук Петр Кралюк. — Реально для сталинистов мы были пушечным мясом, а наша территория — лишь полем для военных действий. Нам отводилась роль части советского народа, где основную роль играл, понятно, народ русский. Те же украинцы, которые не хотели становиться частью этого «суперэтноса» и воевали на два фронта против гитлеровцев и сталинистов (имеется в виду УПА), соответственно, объявлялись врагами народа, коллаборационистами, прислужниками гитлеровцев и так далее».

Кралюк, чье мнение достаточно показательно и чьи слова активно тиражируют украинские СМИ, призывает не бояться сказать, что «советская власть для украинских земель была властью оккупационной, равно как и власть немецкая», и корит соотечественников за нежелание «говорить во весь голос, что украинцы первыми стали на бой с фашизмом».

Известные писатели Виталий и Дмитрий Капрановы на страницах «Украинской правды» пишут, что «победа, спасшая украинцев от немецкого рабства, на длинные сорок пять лет закрепила их в рабстве советском». «Сравнивать их невозможно, так как не бывает худшего или лучшего рабства. Рабство — оно рабство и есть», — замечают они.

Петербургский историк Лев Лурье не оспаривает факт оккупации советскими войсками территории Западной Украины. Публикации ведущих украинских СМИ он объясняет не тенденцией, а «печальной правдой»: «Западная Украина никогда не входила в состав России. Никакой разницы между советской и немецкой оккупацией не было, кроме, пожалуй, того, что немецкая оккупация была вначале, а советская потом».

Белорусская пресса не могла не вспомнить об этой дате. На страницах ведущих государственных изданий заголовки «День всенародной памяти жертв Великой Отечественной — особый для каждого из нас» и «Никогда больше» вынесены на первые полосы.

Некоторые издания сделали акцент на том, что Белоруссия потеряла каждого третьего своего жителя, и называют белорусов «наследниками победы», ведь «начиналось все с Брестской крепости — именно эта героическая цитадель стала началом конца Третьего рейха».

Эстонская пресса просто проинформировала своих читателей о том, что в России 22 июня отмечают годовщину начала Великой Отечественной войны. Некоторые издания и вовсе обошли эту даты вниманием.

Глава Союза журналистов Латвии Юрис Пайдерс в издании Neatkarigas Rita Avize приводит дополнительные факты, подтверждающие факт оккупации прибалтийской республики Красной армией. «Если оккупацией мы называем вхождение чужих войск на территорию другого государства, то Латвия была оккупирована в октябре 1939 года», — сообщает журналист.

В молдавских СМИ «Фонтанка» неожиданно нашла слова в защиту России. Молдавский юрист Валерий Безрутченко на страницах информационно-аналитического портала Ava.md рассказывает «об оглупленных до предела такого рода пошлой антиисторической пропагандой, отдельных недалеких обывателях», которые по его информации «даже подчас горестно вздыхают по поводу того, что фашистские «цивилизаторы» были наголову разгромлены Красной армией, не успев довести до конца свою «гуманную цивилизационную миссию» на советской земле».