Что делал Янукович в Страсбурге?

У нас есть проблема. Никто не хочет верить в серьезность наших намерений. Так сложилось в последние годы. Задолго до Януковича. Украину привыкли считать ненадежным партнером на внешних рынках. Без жесткой привязанности к каким-либо локальным или глобальным трендам. Движется себе стана неприкаянно, ну и пусть.

С европейцами сложно вдвойне. Во-первых, они сами по себе чрезвычайно забюрократизированы. И не очень быстро реагируют на входящие и исходящие изменения. Во-вторых, по-прежнему предпочитают высокомерно или же, по крайне мере, равнодушно наблюдать за новыми демократиями. А потому по странному стечению обстоятельств не очень хотят замечать очевидные вещи. Например, что Украина сегодня крайне заинтересована в развитии действительно полновесных отношений с Евросоюзом. С четко прописанными правилами игры и обоюдными выгодами. Не замечают того, что Украина пытается модернизировать собственную архаичную систему управления, постоянно упираясь в серьезное внутренне сопротивление.

Европейцам же нравится выставлять максимальные требования к самому содержанию этих реформ, но совершенно не хочется анализировать инертность общественных настроений внутри страны. Наконец, не замечают они того, что нынешний украинский президент, несмотря на очевидный проигрыш целого ряда информационных кампаний, достаточно четко обозначает свои внешне- и внутриполитические предпочтения. И не скрывает того, что внутри Украины имеется много негативных процессов, с которыми в одиночку явно не справишься.

Обо всем этом президент Янукович много говорил на очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы. В Страсбурге, 21 июня. В европейской парламентской среде, надо признать, сложно разговаривать откровенно. Европа, как это ни парадоксально, легко покупается на добротные PR-кампании. И часто реагирует на искусственные, но грамотно составленные раздражители. Кроме того, умелая кулуарная работа позволяет втянуть ту или иную парламентскую группу в спекулятивную интригу и таким образом получить временного союзника для организации на европейском политическом рынке демаршей или жестких публичных выступлений.

В Страсбурге также ожидалась своеобразная акция со стороны крупнейшей парламентской группы – Европейской народной партии, которая давно поддерживает украинскую оппозицию. Но демарша не случилось. И в целом визит Януковича можно признать успешным. Или, как минимум, нейтральным. Прежде всего, потому, что Виктор Федорович оказался весьма откровенным и не постеснялся прямо сказать о вещах, о которых стараются не говорить. Между прочим, это весьма интересный тренд, требующей особой позитивной оценки. Как-то было неприятно объемно и правдиво говорить о том, что бюрократия явно мешает реформировать гос/управление, пытаясь оставить за собой многие распределительные функции и тем самым сохранить теневые заработки.

Что коррупция чрезвычайно сильна и по-прежнему диктует свои правила на наших рынках, резко удорожая услуги, которое предоставляет государство. Что судебная система все еще не эффективна, а потому не позволяет жестко защищать не только политические, но прежде всего экономические права граждан. Что инвестиционная привлекательность страны не сильно впечатляет. Что управленческие вертикали часто заполняются людьми корыстными и некомпетентными. Всего этого всегда стеснялись и даже сильно обижались, если кто-то посторонний говорил об этом. Янукович, в отличие от своих предшественников, говорит об этих проблематиках прямо, откровенно и не прячась за общими формулировками.

Визит президента в Страсбург был важен по ряду причин. Альтернативная точка зрения на события в Украине. Как ни парадоксально, но оппозиция пока информационно переигрывает официальный Киев на внешних европейских рынках и формирует несколько однобокое представление о том, что у нас происходит. Это раз. Важно также было убедиться в том, что Европа хочет, чтобы в Украине была сильна и понятная власть, с которой можно играть в долгие игры, а не менять постоянно правила игры по ходу марша. Оказалось, что среди европейских политических групп есть много потенциальных партнеров. Это два. Наконец, три. Публично заявить о проблемах, о способах решения этих проблем и о новой управленческой философии страны, которая хорошо понимает, куда она двигается и что делает, а также постепенно избавляется от традиционного хаоса. Именно эти функционалы и проходили генеральной линией через весь визит Януковича.

Формально визит украинского президента опирался на приглашение президента Парламентской ассамблеи Совета Европы Мевлюта Чавушоглы, который, кстати, во время совместного подхода к прессе, заметил, что «Украина принимает правила игры, которые предлагает Европа». Янукович дополнил, что его – президента – третий визит в ПАСЕ (предыдущий состоялся в апреле 2010 года) важен именно с точки зрения обозначения новых внутренних трендов в Украине. Виктор Федорович не скрывал того, что ему нужны союзники для решения ключевых внутренних проблем. Можно, конечно, было сделать ставку на разрушительную PR-войну, которую старательно практикует команда Тимошенко в Европе. Но зачем? Ведь Юлия Владимировна – через спикеров — говорит не о новой идеологии управления, но только о личных симпатиях и антипатиях. Понятно, что под «негатив» всегда можно найти союзников в Европе. Негатив вообще хорошо продается. Но проблема Тимошенко в том, что она все-таки не чистый, идеологический оппозиционер. Совсем недавно она была частью украинской власти. Причем частью, наделенной чрезвычайными полномочиями. Специфическое качество же ее менеджерских талантов не вызывает нынче вопросов.

Опять же в Европе есть много потенциальных партнеров Украины, хорошо понимающих, что происходит внутри страны и кто какие личные вопросы решает сегодня. Генеральный секретарь Совета Европы Турбйорн Ягланд относится именно к этой части европейских политиков. Ягланд говорил о крайней заинтересованности Европы в том, чтобы Украина реформировалась и становилась более стабильной и прогнозируемой страной. И добавил, что только откровенный диалог – предметный диалог о разных проблематиках – нормальный подход.

После состоялось 23-х минутное выступление Виктора Януковича на сессии ПАСЕ. Основные тезисы можно разбить на две части. Первая касалась Европы. Дело в том, что Украина сегодня председательствует в Комитете Министров Совета Европы. А это уже определенные обязательства. «Украине очень важно будущее этой организации и мы чувствует большую ответственность за содержание внутриевропейского диалога. Совет Европы постоянно переоценивает свою роль в мире, чтобы эффективно отвечать на современные вызовы. И это крайне важно. Важно также проводить своевременные политические и институциональные преобразования, чтобы у Совета Европы имелись четкие компетенции в системе прочих европейских структур». Затем президент перешел к детальному и вполне конкретному рассказу о нашей внутренней проблематике. «Год назад я говорил о начале масштабного реформирования в Украине. Поменять принципы управления – это одновременно и амбициозная задача и выполнение обязательств, взятых на себя перед Европой». Президент подчеркнул, что далеко не все из намеченного выполнено, но заложены фундаментальные основы этих преобразований. Много новых законов.

Обновленные выборные правила, усовершенствованный уголовно-процессуальный кодекс, существенно расширяющий права адвокатуры и понижающий репрессивные функции государства, регуляция работы общественный организаций. Уже действуют законы о доступе к публичной информации и о противодействии коррупции. Откровенно говоря, процесс реформирования непростой. Более того, по словам Януковича, «есть отчаянное сопротивление тех, кто привык работать по-старому, есть инерционность мышления». А главное – слишком высока социальная нагрузка. Украина давно нуждалась в реформировании, но сегодня цена этого реформирования чрезвычайно высока.

В рамках единой экономической и административной реформы стоит базовая задача – резко снизить коррупционный индекс бюрократии и создать мощную судебную систему, которая будет абсолютно самостоятельна и не подвержена влиянию различных коррупционных стимулов. Янукович в этом месте откровенно заметил, что «антикоррупционный процесс необратим. Открыто сотни уголовных дел против представителей как действующей, так и прошлой власти». И тут же добавил, что «экономику» часто пытаются спекулятивно превратить в «политику». Но что делать, если воровали?

Президентское выступление итожили депутатские вопросы с мест. Украинская оппозиция – через партнеров из ЕНП — пыталась сделать ставку на какой-нибудь скандал и демарш. Но ни скандала, ни демарша не получилось. Просто в этом не было смысла. Ведь нельзя же всерьез атаковать человека, который прямо говорит о проблемах и готов о них публично дискутировать. Кроме первого – заведомо ангажированного и ожидаемого – вопроса об избирательности криминального преследования в Украине и невозможности свободного передвижения Тимошенко по Европе – остальные были прагматичнее и более интересны для самой Европы. Борьба с коррупцией. Конституционная реформа. Чернобыльские программы. Приднестровская проблема. Прочее.

Так что же все-таки делал Янукович в Страсбурге? Правильно. Говорил правду о сложнейшем внутреннем положении в Украине. Об инерционности общественных настроений. О сильном сопротивлении коррупционных «генералов». О желательности большей открытости в наших двухсторонних (Украина – Евросоюз) отношениях. О том, что Украина все равно будет идти по пути жесткого реформирования, в противном случае государство просто не сможет работать эффективно. О явной спекулятивности многих информационных кампаний, которые идут в Европе и касаются Украины. Удалось ли ему убедить европарламентариев в своей правоте? Вопрос в том, что Янукович вряд ли ставил перед собой подобную задачу. Скорее, он просто пытается быть открытым на внешних рынках…