Украина: «элита» против народа

Наблюдаю за происходящим на Украине и в голове крутятся строки детского стихотворения Самуила Маршака:

Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном…

А ведь точно, Украина, как тот детский персонаж, годами сидит на чемоданах в отцепленном вагоне и мерно посапывает. Бывает, ему снятся кошмары колониальных времён, тогда он начинает кричать во сне и заливаться слезами, но бывают и добрые сны о том, как поезд, мерно постукивая по рельсам, ползёт по цветущим европейским равнинам подальше от России. Однако украинские сны к реальности не имеют никакого отношения, ни к настоящей, ни к будущей. Это не предположение, это доказано практикой жизни. Украина не может развиваться согласно фантазиям украинских правителей.

Забавно слышать в студиях украинских телешоу восторги «гостей» из России, о том, какая распрекрасная атмосфера сложилась в украинском обществе, сколько тем можно обсудить и сколько точек зрения можно услышать. Надо заметить, что отбор приглашенных из России осуществляется по какому-то странному принципу, то есть мы видим персонажей давно утративших какое-либо влияние на политическую жизнь в России. Дело даже не в том, что «российский режим» их вытеснил из политической жизни, а в том, что они надоели и стали не интересны российскому народу. Это те самые демократы, либералы, западники, от правления которых в России остались весьма скверные воспоминания. Так вот, восторги гостей Украины по поводу свободы слова и разгула демократии могут радовать только тех, кто не знаком с ситуацией в стране или видел её только один день или не сопоставлял слова своих коллег с их реальными делами.

Иной раз забредешь на просторы всемирной паутины, в Интернет, и задумаешься: когда случилось то или иное событие? Вчера, год, два или десять лет назад? Люди, события, проблемы остаются неизменны. Всё застарело и приобрело некую хроническую форму болезни общества, когда оно зацикливается на чьих-то давно выдуманных проблемах, подменивших ныне саму реальность. Годы идут, а наш поезд всё стоит на запасном пути. Назойливо верещит динамик, чередуют друг друга глупые песни о том, что «нэ вмерло» и том, что «всё пропало». Украина ссорится и мирится, дерётся на улице и в парламенте, голосует на выборах и тотально не верит тому, кого сама выбирает.

Если послушать оппозицию, то при власти находятся воры и жулики. Если послушать власть, то воры и жулики находятся в оппозиции. Наблюдая со стороны проще сказать о том, что все и везде на Украине — воры и жулики, а борьба за власть — это борьба за саму возможность безнаказанно воровать. А ведь украинцы именно так и считают.

Действительно, Украина — странная страна, населённая удивительными людьми. Я не знаю, как можно 20 лет говорить о борьбе с коррупцией, о развитии демократии, о евроинтеграции, о модернизации производств, о внедрении энергосберегающих технологий, о чудесных кладах и вкладах и не сдвинуться с мёртвой точки.

Споры о цене на российский газ вообще уже превратились в философский спор о том, что было раньше курица или яйцо. При этом спорят не философы, а дояры и доярки, на своих деревянных счётах высчитывающих цену на газ. Вы думаете, для Украины так важны цены на газ? Ничуть. Просто страна нуждается в каком-то объяснении всех своих проблем и некие манипуляторы не нашли ничего лучшего, чем перевести разговор на газ и его разнице между европейской и украинской ценой. А ведь смешно, что страна, 20 лет назад сравнивавшая себя с Францией, обсуждает копеечную проблему цен на газ и его транзит. Помните, в романе Ильфа и Петрова «12 стульев» есть эпизод, когда Остап Бендер собирает мзду с старогородских «бывших» на организацию «Союз меча и орала»?

— Пятьсот рублей могут спасти гиганта мысли.

Так и Украина пытается спасти себя какой-то смешной суммой, пусть и в несколько миллиардов долларов. Вы только подумайте, будущее огромного государства зависит всего лишь от транзитных поступлений за газ и цены на него. Вы можете себе представить подобную ситуацию во Франции? Конечно, нет, потому что страна, с которой сравнивала себя Украина в 1990 году, сегодня имеет ВВП 2 трлн долларов, а Украина в 10 раз меньше. Именно поэтому газовая труба сегодня стала символом независимой Украины. Государство уподобилось блокадному Ленинграду, для жителей которого единственным шансом на спасение была «дорога жизни» по Ладожскому озеру. ГТС Украины — это украинская «дорога жизни», только не совсем понятно куда? Что вообще такое ГТС? Если бы в своё время, советское правительство прочертило маршрут транспортировки газа в Европу иным образом, то была бы жива до сих пор Украина? Если бы советская власть не построила все эти химические, металлургические заводы, то за счёт чего бы жила нынче Украина? Своего-то за 20 лет ничего не построено.

Меня поразило недавнее откровение одного украинского оппозиционера, призывавшего взять ответственность абсолютно всех политических сил за двадцатилетие упадка Украины. В общем-то, никто с этим уже не спорит, заслуживает внимания другое, а именно, предложение данного господина, забыть все партийные склоки и своры и объединиться ради Украины. То есть, в реальности существует разворованная страна, враждебно настроенные друг к другу территории и есть ответственные за то элиты, которым перед угрозой общегосударственной катастрофы предлагается протянуть друг другу руки и сохранить страну. А ведь никто из присутствующих в студии и сидящих перед телевизором даже не подумал о том, что речь идёт о преступниках или глупцах, которые сегодня, ради сохранения собственной власти, готовы создать самый противоестественный союз, заключить сделку между собой. Они не станут от этого честней, умней, компетентней и в этом заключается ещё одна проблема украинского государства. В басне у Ивана Крылова есть следующая фраза:

А вы друзья как не садитесь,
всё в музыканты не годитесь…

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Это лозунг всех антикризисных мер украинской власти. Можно было бы согласиться с этим призывом, если бы некоторые не спасались за счёт других или если бы тот, кто предлагает «омолодить» власть, сам не планировал забраться на опустевшее место.

Украинская элита только виртуально имеет неразрешимые противоречия между собой и отличается друг от друга. На самом деле это одна команда, легионеры одного элитного клуба. Знаете, что такое трансферное окно по-украински? Это такой промежуток времени после выборов, когда начинаются переходы политиков из бывшей власти в действующую власть. Ради Украины, разумеется. Потом, трансферное окно закрывается, а часть политиков превращается в игроков, которых можно спокойно приобрести «на правах аренды» на какой-то срок. Так и бегают наши политики из клуба в клуб, из клуба в клуб… до следующих выборов. Да плевали они на все свои обещания, на все эти украинские языки, за редким исключением — есть у нас и клинические идиоты от политики.

Янукович, Тимошенко, любой другой чиновник может говорить о том, что отечество в опасности, призывать скинуться на «защиту страны», но сделать это невозможно, когда люди массово не считают страну СВОЕЙ, а власть — тотально коррумпированной. И дело даже не в том, кто и насколько коррумпирован в реальности, а в исключительной убеждённости в этом украинцев. Спасти Украину для них равнозначно спасению задницы чинуши, и никакие мантры о любви к родине не изменят это укоренившееся мнение. Потому что все последние годы политики не сползали с рекламных щитов со своими поздравлениями и нравоучениями и примелькались настолько, что уподобились «Славе из КПСС». Кто такой Слава КПСС, а кто такой «Янукович с Новым Годом»? Сколько ж можно дразнить народ этим глупым лозунгом «Любить Украину», который с подачи какого-то идиота превратился в заплатку, закрывающую дырки не проданных рекламных площадей.

Закономерно, что ни один политик на Украине не может сравниться с авторитетом любого европейского политика или российского. Даже с учётом высокого градуса русофобии на Украине, допустив гипотетическую возможность участия в президентских выборах Владимира Путина, можно не сомневаться, что он победит в первом туре. При этом его противники могут потратить на предвыборную агитацию миллионы рублей, а Путин не копейки, но он победит! Потому что авторитет Путина подкреплён реальностью, а украинский политик — это дутый пузырь рекламных технологий.

Кроме того, вся эта пиар-вакханалия идёт вразрез с той информационной картинкой, которую дают абсолютно свободные от здравого смысла украинские СМИ. Телевидение, радио, газеты пестрят заголовками о том, что «менты» кого-то спрессовали до смерти, чиновники проявили вопиющее безразличие к судьбе маленького человека, политики купаются в золоте и воруют. Малейшая попытка навести элементарный порядок в якобы свободных СМИ, призвать их к ответственности за свои сюжеты и публикации встречает яростное сопротивление, как оппозиции, так и их зарубежных покровителей. Круг замыкается. Тупик. Безвыходная ситуация.

До недавнего времени мало кто хотел верить в то, что никакого светлого будущего у Украины не намечается. Выборы, перевыборы, революция, предательство, перевыборы, выборы, снова предательство. Представляете, фактически двадцать лет украинцев настраивали на то, что в скором времени наступят перемены, но их нет и, вероятно, не будет в обозримом будущем. Это значит, что наступает апатия. Апатия — это полное безразличие к судьбе государства и желание спасти исключительно себя. Такое настроение охватило не только простой народ, но и тех, кто по долгу службы должен защищать страну.

Конечно же, на Украине есть честные политики и чиновники. На Украине существует миллионы честных учителей, врачей, прокуроров, милиционеров, офицеров. Их гораздо больше, чем остальных. Но о них не пишут журналисты, их редко показывают по телевизору, потому что всё это выглядит как-то буднично, если не противоестественно для страны. Нет скандала, нет популярности, нет рейтинга для СМИ. Так Украина превратилась в чёрную дыру, анти-пространство, анти-государство. Нам не показывают ничего хорошего, а значит, его не существует. Ещё один тупик Украины.

Украина нуждается не столько в деньгах, сколько в выполнении предвыборных обещаний. Не надо объединять страну, надо соблюдать закон, который должен быть одним для всех. Слова уже ни кому не нужны. Они не имеют никакой силы и растворяются в шуме неудовлетворённой толпы. Могут ли украинские политики изменить себя? Способны ли они понять, что затягивание решения принципиальных вопросов приведёт к социальным потрясениям с непредсказуемыми последствиями? Ведь само по себе ничего не решается, а затянувшаяся апатия может вылиться в бунт.