Путин: власть не для того, чтобы жить всласть

Лидер «Единой России» Владимир Путин посетил съезд партии, проходящий в Москве. Он объяснил, как должна жить власть, и признал, что не все можно объяснить с помощью дубинок и слезоточивого газа. А также поговорил о соблюдении Конституции, равенстве полов и свободных СМИ.

Задача власти не «жить всласть», а «слышать биение сердец» и лечить общество «горьким лекарством» для решения наболевших социальных и экономических проблем, уверен Путин. «Слышать биение сердец. Ну, конечно, в этом заключается смысл работы любой власти в любой стране.

Для чего она существует, эта власть? Чтобы жить всласть? Нет, для того, чтобы решать проблемы людей, которые формируют эту власть в результате открытого и честного волеизъявления», — сказал он. «Правда, ответственная власть всегда должна не только чувствовать биение сердец, а если она видит и понимает, что есть какие-то сбои в здоровом организме, нужно назначать лекарства определенные», — отметил глава правительства.

В качестве примера Путин привел борьбу с мировым кризисом. «Власть должна людям объяснить доходчиво, внятно, понятно и добиться понимания не с помощью, конечно, дубинок и слезоточивого газа, а с помощью дискуссий и диалога. Во всяком случае, должно быть понимание у большинства общества, что такие-то, такие-то лекарства, скажем, в сфере экономики и социальной сфере, необходимы для выздоровления, иначе будет еще хуже», — пояснил глава правительства. «Это тоже задача власти. Задача власти — не только мед наливать в чашку, но и горькое лекарство преподнести. Но делать это нужно всегда честно, открыто, и тогда подавляющее большинство людей поймут эту власть», — добавил он.

Кроме того, Путин выступил за реформирование российской системы права.

«Нужно совершенствовать эту систему судебную, это очевидный факт, это одна из наших ключевых задач, с тем чтобы наша система права действительно была справедливой, была способна защищать интересы любого гражданина вне зависимости от того, где он проживает, какой он национальности, вероисповедания и какой у него материальный или официальный статус, она должна (быть) беспристрастна и все должны быть равны перед законом», — сказал премьер. «Всегда ли у нас так происходит?

Наверное, нет, но я могу сказать, что и нигде так не происходит, но стремиться к этому, безусловно, нужно», — подчеркнул он, заметив, что для этого нужно пользоваться возможностями гражданского общества.

При этом глава правительства выразил мнение, что российская система права «ничем не хуже, чем англо-американская система, а чем-то, может быть, даже и лучше». «Потому что это «писаные законы»; без квалифицированных юристов там (в англо-американской системе) шагу ступить нельзя, (а) в нашей системе даже рядовой гражданин, разумеется, образованный, может неплохо разбираться и подчас даже самостоятельно защищать свои права», — констатировал он. — Поэтому в этой части я не думаю, что мы как-то невыгодно отличаемся от кого бы то ни было».

Говоря о соблюдении прав, премьер заявил, что их нельзя делить на первостепенные и второстепенные, Конституцию РФ нужно исполнять, как бы эти положения кому-либо не нравились, уверен Путин. «Есть категория людей, которые и меня часто критикуют — и по делу, и без дела, — которые относятся к так называемой категории правозащитников. Их немного, но они, как правило обращают внимание на такие проблемы, которые в повседневной жизни человека вроде бы и не затрагивают, но без решения этих проблем общество не будет развиваться, не будет чувствовать себя полноценным, и люди не будут чувствовать свою связь с властью», — сказал он. «Поэтому мы не можем делить права на второстепенные и первостепенные, все, что прописано в нашей Конституции, является базовыми условиями для позитивного движения нашей страны вперед. И как бы нам нравилась или не нравилась деятельность тех или других организаций, нужно относиться к этому с пониманием и реагировать на то, что нам формулируют в качестве задачи или даже претензий», — отметил глава правительства.

Коснулся премьер и проблемы свободы прессы. Он заявил, что государственные СМИ должны быть как на федеральном, так и на региональном уровнях, однако делать их «ручными» не стоит. «Нам нужна и в Федерации в целом, и в регионах официальная пресса, которая открыто выражает официальную точку зрения, но не ручная. Не такая, которая маскируется под независимую, а на самом деле является официальной», — сказал Путин на съезде единороссов. Вместе с тем он выступил за «прямую поддержку истинно независимой прессы». «Мы будем выстраивать работу таким образом, чтобы их (региональные СМИ) поддержать. Может быть, и по каналам прямого финансирования, через некоммерческие организации», — сказал глава правительства.

Глава правительства также не исключил введения квот на представительство женщин в органах власти, однако заметил, что для этого нужно проводить референдум. «Если ввести такие квоты, то кто-то скажет, что во власти будет сегрегация женщин. И туда будут тогда попадать, может быть, не самые лучшие», — сказал Путин, добавив, что такой вопрос не должен решаться «в чиновничьих кабинетах».

Вместе с тем премьер посоветовал не торопиться с решением этого вопроса и сослался на опытразвитых стран, где также существует проблема половой дискриминации. Один из способов улучшить ситуацию — усовершенствовать образование, заявил Путин. «Нужно образование, чтобы с раннего возраста девочки получали его не хуже мальчиков и дальше двигались по карьерной лестнице», — пояснил он.

По мнению главы правительства, такой подход будет гораздо эффективнее, чем административный.Рассказал премьер и о том, какой вскоре станет зарплата. По его словам, уже через два — три года россияне будут получать в среднем 32 тыс. руб., тогда как сейчас средний заработок составляет 24 тысячи. При этом Путин напомнил, что во время кризиса зарплата упала примерно до 19 тыс. рублей.

«Но мы ее восстановили и постепенно наращиваем», — отметил премьер.

Вместе с тем он подчеркнул, что повышение зарплаты не должно опережать уровень роста производительности труда, иначе платить ее будет нечем. «В некоторых странах мы сегодня это (несоответствие зарплат и экономического развития) наблюдаем. Можно бесконечно выходить на улицы и протестовать, драться с полицией, но если казна пустая?» — заметил Путин. «Нельзя вечно с протянутой рукой сидеть, но в некоторых странах Европы, небольших, еще можно, потому что можно рассчитывать, что за них Германия или Франция заплатят. А за нас с вами никто не заплатит. Мы вынуждены будем расплачиваться суверенитетом, а это нам тоже никому не нравится. Этого российский человек перенести не может. У нас совершенно другая психология», — подчеркнул он.