Устройство РФ не позволяет учитывать русские интересы

При нынешней конструкции «многонациональной федерации» власть как огня боится опоры на русский национализм.

Прошедший на днях съезд Конгресса русских общин оставил больше вопросов, чем ответов. Предполагалось, что Дмитрий Рогозин, признанный лидер и основатель Конгресса, получит высокое место в списке партии «Единая Россия» на предстоящих выборах в Государственную думу. Кроме того, ожидалось, что он может занять высокий пост в системе исполнительной власти. Какой? Об этом говорили разное.

«Слухмейкеры» называли даже должность министра иностранных дел РФ. Карьерный рост, утверждали они, ожидает Рогозина потому, что власть намерена использовать русский национализм в ходе предвыборной кампании. А кто может лучше представлять националистов, чем Рогозин? Ведь он пользуется авторитетом в националистической среде и является чуть ли единственным «системным» политиком подобных взглядов. После того, как Кремль добился его ухода с поста лидера партии «Родина», Рогозин не был забыт и получил солидный официальный пост полномочного представителя России при НАТО. В результате он получил престижный дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла, высший в МИДовской иерархии. Плюс к тому Рогозин – доктор философских наук. Иначе говоря, он интегрирован в российскую политическую системы на высоком уровне.

Однако сенсации не случилось. Рогозин призвал своих сторонников вступать в коалицию с «Единой Россией». Однако сама формула – «коалиция» была странной. Дело в том, что вступать можно было бы в существующий при «Единой России» Народный фронт. Тогда КРО получило бы место в его Координационном совете, председателем которого является Владимир Путин, а членами – председатель Федерации независимых профсоюзов Шмаков, председатель Российского союза промышленников и предпринимателей Шохин и «другие официальные лица».

Но вступать в Народный фронт никто не предложил. Ожидается, что в течение двух недель между КРО и ЕР будет подписано соглашение, определяющее условия сотрудничества. Однако съезд «партии власти» стартует уже сегодня. На нем будут приняты основополагающие решения, касающиеся предстоящей предвыборной кампании, в частности, утвержден список кандидатов в депутаты. КРО в лучшем случае получит в нем пару-тройку мест. Ведь Дмитрий Рогозин отказался идти в Государственную думу. Это значит, что высокого места в списке ему не предложили. Равно как не предложили и никакого реального формата сотрудничества. Ибо в условиях выборов реальный формат – это места в списке ЕР. Много мест. Пока же неясно, получат ли выходцы из КРО хоть одно проходное место. Рогозин говорит о возможности формирования «группы КРО» в Государственной думе, но эта группа будет состоять из 2-3 человек и это при самом удачном варианте развития событий.

Причины, по которым власть не пошли на сотрудничество с националистами, понятны. Во-первых, националист номер один в стране уже есть и это сам Путин. Конечно, если пользоваться его же собственными словами, националист «в хорошем смысле слова». И дублер ему не нужен. Лишь Путин может безнаказанно делать заявления, которые обществом и западными СМИ трактуются как «националистические» (не будучи реально таковыми).

Но, главное, что само устройство нынешней Российской Федерации не позволяет учитывать русские интересы, тем более привлекать во власть националистов. РФ – государство безнациональное, источником суверенитета в котором является ее «многонациональный народ». При этом на территории России существуют национальные государства меньшинств – так называемые «республики в составе РФ». Главной целью современной России является поддержание русских в безгосударственном состоянии, отрицание за ними малейших человеческих прав. Например, права не быть зарезанным на улице «гостем с Юга».

При такой конструкции государства — «многонациональная федерация», состоящая из безнациональных краев и областей, населенных русскими и национальных республик, являющихся государствами соответствующих народов — власть просто-напросто боится опоры на русский национализм.

Существует устойчивое представление, что русские безобидны и поддержат любую власть, чтобы эта власть с ними не делала. Если так, если русские готовы терпеть и поддерживать власть любой ценой, ценой даже своего национального существования, то нет никаких оснований для того, чтобы учитывать их интересы. Власть будет слушать и уважать те народы, которые могут доставить ей неприятности. Например, тех же чеченцев, с которыми были две войны.

Съезд КРО, строго говоря, подтвердил восприятие русских как безобидных терпил. Никаких требований к власти не выдвинул. Да что требований — даже предложений никаких не прозвучало. Съезд просто поддержал идею коалиции с «Единой Россией». Ничего более. Тем самым, конечно, КРО выпало за пределы текущей политики. Ибо коалиции возможны любые. Политика – искусство возможного и искусство компромисса. Однако компромисс возникает как результат взаимодействия двух сторон. Обе выдвигают требования, спорят, приходят к единому выводу.

Понятно, что Путин и «Единая Россия» во много раз сильнее Рогозина и КРО. Но КРО не счел нужным объяснить своим активистам и сторонникам, зачем он заключает коалицию с ЕР. Не уточнил, какие положения собственной программы (если она есть) будут отстаивать прошедшие в думу при поддержке ЕР депутаты «от Рогозина».

Все это делает решения прошедшего съезда КРО похожими на одностороннюю капитуляцию, «Брестский мир». Любопытно, что отдельные выступающие на съезде высказывали надежды, очень похожие на те, которые были у большевиков в связи с капитуляцией перед Германией. Ленин и его окружение считали, что кайзер потерпит поражение, и договор с ним не будет стоить бумаги, на которой он написан. Похоже, активисты КРО думают также, поскольку полагают, что через пару лет коалиция с ЕР перестанет быть актуальной. Но мощного противника, который мог бы сокрушить ЕР, на горизонте не видно. У Германии таковой был – Антанта. А в наших условиях надеяться приходится разве на мировой экономический кризис.

Не стоит, конечно, винить Рогозина и КРО. Они делают, что могут. Но тот факт, что съезд не заявил никакой идеологической позиции, пусть даже самой умеренной, сильно обесценивает его результаты. Официальные националисты вступили в коалицию с партией власти, ничего не потребовав и ничего даже не попросив. А раз никаких просьб не последовало, ЕР с чистой совестью может считать, что никакого официального национализма не существует.

Так что на символическом уровне ради эфемерной коалиции уступлено многое, а реальных выгод получено не было. Впрочем, посмотрим, чем закончится съезд ЕР, попадут ли кандидаты КРО в партийный список. Пока же можно утверждать, что попытка «официального национализма» от КРО подскользнулась на банановой кожуре и сильно снизила свои шансы быть услышанной властью и «оседлать» националистические настроения, все шире распространяющиеся в обществе.