Анатолий Чернов: есть такая профессия — Кремль прикрывать

На недавнем политическом форуме в Ярославле, куда съехался весь опостылевший официоз от едросов и столь же опостылевшая «оппозиция их величеств», состоялось выступление маститого «профессионального русского» — Дмитрия Рогозина.

Удивительно, но выступление ожидавшегося эффекта не произвело – всё, о чём говорил Рогозин (в частности, по «кавказской» теме) уже давно известно, – другой вопрос, что со всем этим делать. И вот здесь Рогозин, разумеется, внятного ответа дать не может. Ведь по сценарию грядущей эпопеи «Выборы», который Владислав Сурков нагло списал еще с политических пьес 90-х годов, Дмитрий Олегович имеет иное предназначение.

У каждого публичного «оппозиционного» российского политика издавна есть четко прописанная роль и заданные рамки возможной импровизации. Десятилетиями уже Зюганов или Жириновский не изменяют своей «фирменной» риторике, жестам, а главное – политическим амбициям. Суть их амбиций – в их отсутствии. Кроме того, ролевая модель доморощенной оппозиции предполагает имитацию собственно оппозиционной деятельности. Как там пел незабвенный Георг Отс? «Да, я шут и циркач — и что же?..» Так и здесь. В награду за политическую импотенцию «антинародный режим» позволяет шутам и циркачам сладко есть, крепко спать и раздавать автографы толпам поклонников.

Дмитрий Рогозин в этом сценарии исполняет как бы «роль второго плана». Его служба, на первый взгляд, как будто не видна (но при этом безопасна и легка). Вспомним опять-таки легендарного Мистера Икса – «Всегда быть в маске – судьба моя!». Маска Рогозина – это радетель за Русские Интересы. Под маской скрывается куда более прозаичная начинка – развал и дискредитация любого движения, где появляются ростки реальной оппозиции Действующей Власти.

Рогозин мелькает в правой среде еще с начала 90-х годов в неизменном качестве – любое движение, в котором он занимает ведущие роли, неизбежно оказывается «подставой» для реальной оппозиции и неизменно демонстрирует лоялистский крен. В целом, вообще непонятно, почему многие считают Дмитрия Олеговича оппозиционером даже сейчас, когда он занимает официознейший пост в сытом зарубежье. Русский национальный собор, КРО, лужковское Отечество, Родина, Народная партия Райкова, Единая Россия – вот список бесполезных и вредных организаций, где побывал Рогозин. Везде он декларировал свое основное политическое кредо – «Я не буду ссориться с президентом» (особенно с Путиным) и прилежно ему следовал. Другая рогозинская задача – раскол и локализация, приручение «националистического лагеря», с которой он справлялся также успешно, тем более, что этот самый лагерь всегда «служить бы рад, прислуживаться тоже».

И вот, наконец, очередное призвание Дмитрия Олеговича в качестве лидера реанимированного КРО. Роль ясна – он проигрывает её всю свою жизнь. Имитировать националиста и подтянуть правый электорат под путинский ОНФ. На этом фоне не стоит удивляться «смелому» спичу, который выдал Рогозин на минувшем ярославском форуме – санкции получены. Текст на редкость шизофренический, но поскольку Рогозин отсебятину никогда не несет, то имеет смысл присмотреться к нему поближе. Чтобы, так сказать, уловить тренд…

В первой части своей речи Рогозин с удовольствием шпыняет погрязшую в мульти-культи Европу, а затем, растоптав толерантность, приступает к самому сладкому – внутрироссийской ситуации.
Для начала спикер чётко проясняет позицию по «территориальному вопросу»:
«Вы легко можете представить уровень напряжения, если узнаете, что, по публикуемым социологическим опросам, от 50 % до 75 % граждан России желает отделения Северного Кавказа – целиком или частично – от остальной России. И это крайне опасная тенденция, направленная на развал страны. Причём носителями этих разрушительных настроений являются самые динамичные слои российского общества: студенты, предприниматели, интеллигенция»

Далее начинается итоговая часть и становится ещё интересней.
«Исторический выбор следующий: либо периферия подчинит центр и варваризует его, либо центр модернизирует периферию. Исторически, количественно и качественно именно русские – движущая сила модернизации страны и её модернизационное ядро, и именно они исторически несут на себе главную ответственность по сплочению народов России».

Т.е. русским опять предлагается «нести ответственность» и в очередной раз модернизировать Сев. Кавказ (далее — СК). Разумеется, из руководящего центра. И вот что хочется спросить у официального представителя России в НАТО: каким образом за всё ответственный русский народ будет модернизировать кавказскую «периферию»? Механизм какой? И что понимает Рогозин под «модернизацией»? Перенос Сколково в Назрань? Переход Это’О через Анжи? Или может воздвижение церквей вместо мечетей? Вряд ли имеется в виду приглашение ВР или Тотал или Статойла к разработке месторождений чеченской нефти. А они бы там быстро всё модернизировали, можно не сомневаться…

За сотни лет пребывания России на Кавказе мы наблюдали два вида «модернизации» — кнут и пряник. Либо штык, либо откупная дань. Конечно же, за счёт жизней или налоговых отчислений со стороны ответственного за всё русского народа. Кто-нибудь вспомнит иные способы «модернизации»? Вот и Рогозин конкретных примеров не привёл.

В качестве некой «технологии», призванной оздоровить ситуацию, Рогозин озвучивает следующие «базовые принципы». Первый – демагогия про «равноправие русских». Второй – «отказ от извращений принципов мультикультурализма и псевдотолерантности. На смену им должен придти межнациональный мир, основанный на национальной солидарности и интеграции». Честно говоря, непонятно, чем эти громкие термины принципиально отличаются друг от друга. Ведь Рогозин не хочет «развала России», а значит считает кавказцев и в будущем гражданами единой и неделимой. Тогда чем ему не нравится толерантность? Как же достигнуть искомую Дмитрием Олеговичем национальную солидарность без этой самой растреклятой толерантности, взаимной терпимости, будь она неладна??? А мульти-культи разве не то же самое, что «межнациональный мир»? В общем, заморские термины лидер КРО заменил домоткаными словесами, но суть не поменялась – опять, на поверку, нам подсовывают пресловутый интернационализм.

Дальше опять про «единство страны».
«Любые «привилегированные меньшинства», не важно, идет ли речь о привилегированных территориях, этнических группах или кланах, абсолютно неприемлемы. Они разрушают единство и целостность страны, противоречат основополагающим демократическим принципам».

Вот тебе и федеративное устройство! А как же быть с национальными республиками и их правами? Ведь, по Рогозину, не только СК, но и региональные привилегии Татарстана и Башкирии также разрушают единую Россию. Кстати, говоря о кланах, имел ли ввиду Дмитрий Олегович клан «питерских»? Это же без сомнения самый известный и влиятельный клан в нашей стране.

Но пришло время озвучить третий принцип!
«Перед социальной реконструкцией Северный Кавказ должен быть полностью возвращен в российское политическое и правовое поле. Никаких политических и правовых оффшоров в России быть не должно и не будет. Россия должна вернуться на Кавказ, а Кавказ должен вернуться в Россию».
Ну, тут с одной стороны все ясно (даёшь империю!), с другой практически каждое слово вызывает уйму вопросов. Что такое «социальная реконструкция» СК? Как собирается возвращать Рогозин СК в «правовое поле»? Про какие правовые оффшоры идет речь? И что значит «Россия должна вернуться на Кавказ»? Ведь и Путин и Сурков неоднократно заявляли, что Кавказ – фундамент России. Рогозин, видать, в брюсселях засиделся, а может решил показать себя этаким мачо с шашкой наголо! Повторимся – на Кавказ можно вернуться либо на танке, либо на рубле, но оба метода доказали свою неэффективность. Зная Рогозина, трудно предположить, что он сторонник более гибких методов. Следовательно, логично предположить, что он призывает к третьей чеченской?

Рогозинский спич можно смело считать программой Кремля на ближайшее до 2012 года время – национальный вопрос уже нельзя просто игнорировать, надо с ним искусно поиграть. Например, снизить дотации для СК и заручиться «поддержкой населения». Показательно засудить пару-тройку кавказских убийц. «Надуть» Анжи, одновременно решая две задачи – возбуждения националистов и облегчения участи дагестанских туземцев. Перестать «кормить Кавказ», хотя бы на время, а потом, после эпохальных выборов, свернуть все «экстремистские» лозунги и подкинуть Кадырову еще деньжат на новый «бугатти» и самую большую мечеть во Вселенной.

Другое дело – суровая реальность. Дело в том, что Кавказ нельзя вернуть в правовое поле только по требованию Рогозина. Так же, как его нельзя покорить (да и зачем?). Так же, как нельзя перестать его «кормить» (иначе они совсем озвереют). Кавказ можно только отделить, отрезать как раковую опухоль, или дать людям свободу, которую они заслужили – выбор «отделенческих» формулировок весьма широк. Но в планах Кремля всегда стояли ближайшие задачи, а «целостность страны» — всегда оставалась священной коровой, этакий пунктик. И потому для решения своих кремлёвских проблем не жаль и рогозинскую куклу отряхнуть от нафталина, напичкать её громкими бессмысленными словесами и представить публике как «глас народа». А потом, когда всё получится, и новой должности для Рогозина не жалко. Официальный представитель РФ в ООН, например. Или где там ещё толерантность окопалась?