Подходы в США и НАТО к проведению специальных операций

Чтобы лучше понять сущность проведенной операции против Ливии и роли в ней ССО, нужно обратиться к первоисточникам ВС США и других стран НАТО, которые, в отличие от «достоверной» информации СМИ, официально регламентируют полномочия органов военного управления всех уровней, а также обязанности тех или иных должностных лиц по подготовке и проведению операций, применению выделенных для этого сил и средств.

В частности, в ВС США официально определены основные и дополнительные задачи сил специальных операций в современных условиях:

1. Борьба с терроризмом. Военно-политическое руководство США рассматривает Силы специальных операций как действенный инструмент, организованный, обученный и оснащенный для ведения контртеррористических операций в любой стране мира. ССО ведут борьбу с терроризмом наступательно, с целью выявления, предотвращения, сдерживания, локализации и ликвидации полного спектра угроз со стороны террористов. Эта деятельность осуществляется в двух направлениях: первое — через антитеррористические меры, направленные на уменьшение уязвимости от террористических актов, второй — через контртеррористические мероприятия, направленные на прекращение террористических актов, где бы они происходили.

Формами указанных действий могут быть:
разведывательные операции;
атаки против террористических сетей и их инфраструктуры;
освобождение заложников;
информационно-аналитические мероприятия против террористических организаций;
акции различного характера, направленные на разрушение идеологического и мотивационного основания терроризма.

2. Противодействие распространению оружия массового поражения (ОМП). Борьба с распространением ядерного, биологического, химического оружия направлена защитить американскую территорию и интересы, а также граждан США за рубежом. Основная цель этих действий — недопущение или ограничение распространения как самого оружия массового поражения, средств его доставки, так и соответствующих технологий их производства. Это предполагает ряд активных действий и мероприятий, таких как:
сбор и анализ разведывательной информации о накоплении определенных материалов, их переработки, разработка и проведение исследований образцов (компонентов) ОМП;
поддержка дипломатических усилий по нераспространению ОМП;
осуществление контроля над определенными образцами оружия ОМП;
экспортный контроль.

Эти мероприятия осуществляют с привлечением ССО в тесном взаимодействии с другими американскими правительственными организациями.

3. Специальная разведка. Подразделения ССО могут быть привлечены к ведению специальной разведки в любом регионе мира, с целью сбора или проверки разведданных стратегического или оперативного уровней.

Специальную разведку ведут для:
получения, расширения или проверки объема информации относительно возможностей, намерений и действий реального или потенциального противника для оказания эффективной помощи войскам общего назначения в интересах выполнения стратегических (оперативных) задач;
сбора метеорологических, гидрографических, географических, демографических и иных сведений;
определения, координат нахождения целей;
оценки результативности нанесенных ударов.

4. Направленные действия. Предусматривает проведение подразделениями ССО кратковременных и ограниченных по масштабу специальных операций в любой стране мира с целью захвата, овладения, взятия в плен, выведение из строя или полного уничтожения (ликвидации) целей (объектов) в интересах выполнения оперативных задач или поддержки действий войск общего назначения в интересах выполнения стратегических задач.

Разновидности «направленных действий»:
проведение рейдов;
устройство засад;
непосредственный штурм объектов;
установка мин;
нанесения огневых ударов с воздуха по объектам наземного или морского базирования, расположенных вне зоны непосредственного контакта с противником;
обозначения или «подсветки» целей для высокоточного оружия;
поддержка операций сил общего назначения;
совершение диверсий и актов саботажа на территории противника;
захват или уничтожение командных кадров противника.

5. «Нетрадиционная война». В понятие «нетрадиционная война» Пентагон вкладывает широкий спектр военных «полувоенных» операций (обычно длительных по времени) на территориях, которые контролирует противник, а также районах, важных для США. Эта война ведется с привлечением лояльного к США местного населения, его иррегулярных сил, на основе которых представители ССО организуют повстанческое движение. При этом особое внимание уделяется управлению им, его обучению, вооружению, оснащению, поддержке. Формами нетрадиционной войны могут быть длительные боевые действия с использованием тактики повстанческой войны, а также акции саботажа, диверсий, разведки.

6. Информационные операции. Информационные операции — это разновидность специальных операций, которые являются относительно новым направлением деятельности американских ССО, направленным на достижение превосходства через распространение информации, воздействия на сознание, информационные системы противника и процессы принятия им решений, защиты собственной информации и информационных систем. Как отметил командующий ССО ВС США (в 1997-2000 гг.) генерал Шумейкер: «Силы специальных операций должны овладевать искусством ведения информационных операций ежедневно, в реальном времени, касается это торговли, или рекламы бегемотов».

7. Психологические операции («PSYOP»). Психологические операции — это спланированный комплекс мероприятий, направленных на передачу специально отобранной информации определенной аудитории с целью влияния на ее эмоциональное состояние, мотивацию, ум и тем самым на поведение правительств иностранных государств, различных организаций, социальных групп, отдельных индивидуумов. Конечная их цель заключается в создании благоприятных условий для выполнения других задач Вооруженными силами США.

8. Помощь иностранными государствам в обеспечении внутренней безопасности. В рамках проведения американским правительством курса на предоставление иностранным государствам помощи для укрепления их правопорядка и внутренней безопасности, ССО могут быть вовлечены в организацию, обучение, советническую деятельность и оказание помощи правительствам этих государств в создании военных и полувоенных сил, с целью выполнения программ защиты общества от свержения правительства, другой подрывной и повстанческой деятельности, беззаконий, мятежей и т.п. ССО также предоставляют посреднические услуги по вопросам поощрения и стимулирования развития экономических, социальных, политических и военных секторов государства.

9. Операции по гражданскому администрированию. Эти операции ССО проводят в пострадавших от военных действий или локальных конфликтов районах (странах). Они предусматривают создание временных администраций для решения определенных проблем местного населения, создание местных органов власти и управления. Особое внимание уделяется защите местного населения и минимизации воздействия на него военных операций.

К числу дополнительных задач ССО отнесены:

1. Коалиционная поддержка. Силы специальных операций выполняют задачи в составе коалиционных сил в многонациональных военных операциях. Учат коалиционных партнеров тактике и методам взаимодействия. Используют свой опыт для налаживания отношений с местным населением.

2. Борьба с наркотиками и наркобизнесом. Силы специальных операций, непосредственно участвующие в программах борьбы с наркотиками, готовят иностранные специальные подразделения по борьбе с наркотическими веществами к проведению ими операций по выявлению, запрету культивирования, производства и продажи незаконных наркотиков, а также принимают непосредственное участие в этих мероприятиях.

3. Поисково-спасательные операции. Их осуществляют с целью выявления и возвращения на свою территорию военнослужащих США и других граждан, оказавшихся на территории противника или в зоне локальных конфликтов.

4. Гуманитарная помощь. ССО помогают гражданскому населению в локализации и ликвидации последствий военных действий, чрезвычайных ситуаций природно-биологического и техногенного характеров.

5. Специальные меры. Специальные меры планируют и проводят за границей с целью реализации задач внешней политики. В специальных мероприятиях роль американского правительства не является очевидной или признанной публично.

Приведенные выше задачи Сил специальных операций ВС США на период мирного и военного времени детализируются, конкретизируются с учетом их специфики для каждого вида специальных операций, сил и средств, которые принимают в них участие.

Наряду с СО, важнейшим компонентом стратегии национальной безопасности США стали «скрытые акции» (во многих источниках переводятся также как «тайные акции» или «тайные операции»), которые имеют ярко выраженные признаки специальных операций, поэтому могут и должны рассматриваться совместно с ними. По определению эксперта в области военной разведки Роя Годсона, «скрытые акции — это попытки правительства повлиять на другое государство или любую территорию без обозначения собственной вовлеченности».

Фрэнк Барнетт, президент Информационного центра национальной стратегии (США), считает, что «скрытые акции» в американском политическом лексиконе является одной из разновидностей специальных операций при реализации «транснациональной политики». В качестве примера можно назвать тактику «невоенного разрушения советской империи», которая в течение многих лет предусматривала «эрозию доверия к КПСС со стороны населения и стимулирования противоречий между различными категориями советского общества».

Также чтобы понять, что должны были делать по определению ССО ВС стран НАТО в ходе операции против Ливии, рассмотрим некоторые дефиниции совместной доктрины НАТО «Allied Joint Doctrine — AJP-01» (STANAG 2437).

В частности, в главе 8 дано определение: «…Специальные операции — это военные мероприятия, проводимые специально назначенными, организованными, подготовленными и оснащенными силами, применяющими формы и способы боевых действий, нехарактерные для обычных вооруженных сил. Такие мероприятия проводятся во всех видах операций (в том числе миротворческих, по урегулированию кризисов или конфликтов) и на всех уровнях, самостоятельно или в координации с действиями обычных вооруженных сил, для достижения политических, военных, психологических и экономических целей. Военно-политическая целесообразность может потребовать использования скрытых, тайных или негласных методов и допускает некоторую степень физического или политического риска, который не связан с обычными операциями…».

Задачи Сил Специальных операций.

В контексте Объединенных операций НАТО силы специальных операций привлекаются к выполнению трех специфических задач: специальной разведки и наблюдения, направленных действий и военной помощи.

Специальная разведка и наблюдение включают:
оценку района операции в интересах объединенного штаба;
специальные разведывательные операции в интересах применения вооруженных сил;
разведку особо важных целей;
сбор, обработку и хранение особо важной разведывательной информации;
разведку ключевых элементов инфраструктуры на территории противника или на другой территории;
метеорологическую, географическую, гидрографическую разведку и разведку результатов ударов в интересах специфических наземных, воздушных или морских операций.

Направленные действия включают:
уничтожение критически важных целей или осуществления соответствующих мер воздействия на материальные средства и персонал;
уничтожение критически важных линий коммуникаций;
определение местоположения и захват (освобождение захваченных) важных материальных ресурсов или персонала;
захват, уничтожение или нейтрализацию особо важных элементов инфраструктуры, вооружения и военной техники;
освобождение заложников;
обеспечение авиационной поддержки и проведение поисково-спасательных операций на территории противника или на недружественной территории;
поддержку мероприятий по борьбе с распространением оружия массового уничтожения;
проведение специальных операций против «информационных» целей противника, в том числе системы управления войсками (силами), компьютерных сетей, информационных центров и т.п.;
антитеррористические операции.

Военная помощь включает:
тренировку и подготовку, оснащение и, в случае необходимости, другую помощь в противодействии диверсионным или партизанским движениям;
тренировки и подготовка, оснащение вооруженных сил и паравоенных формирований принимающей страны, с целью повышения их боеспособности до уровня, позволяющего уверенно контролировать внутриполитическую ситуацию;
поддержку миротворческих операций путем:
непосредственных действий организационного, разведывательного, медицинского, инженерного характера, проведения мероприятий по безопасности в гуманитарных кризисах и т.п.;
выполнения обязанностей контактных лиц (посредников) для ведения переговоров в многонациональной и многокультурной среде для решения конфликтных ситуаций, помощи в восстановлении инфраструктуры при техногенных и стихийных бедствий и т.д.

Таким образом, вышеупомянутый документ и другие многочисленные руководящие документы США и НАТО позволяют сделать вывод: в отношении Ливии должностные лица органов военного управления США и других стран НАТО, ответственные за подготовку и проведение операции, следовали не «моде на ССО», а на всех уровнях были обязаны готовить и проводить специальные операции для достижения общих целей операции. Необходимо также упомянуть, что на сайте Африканского Командования ВС США (USAFRICOM) приведена его структура (как органа управления). Ее анализ позволяет обратить внимание на наличие целого ряда структурных подразделений, к потребностям, полномочиям и компетенции которых можно отнести специальные операции.