ВМФ России: кого пугаем «орланами»?

Реанимация ржавых тяжелых атомных ракетных крейсеров — трата огромных денег ради пустого державного тщеславия

На перевооружение нашего ржавеющего Военно-Морского флота до 2020 года страна решила выделить 5 триллионов рублей. И это хорошо. Как выяснилось, значительную часть этой умопомрачительной суммы Министерство обороны решило освоить простенько и со вкусом – бросить их на модернизацию трех давно стоящих в отстое тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАКР) проекта 1144 «Орлан», превратив их, как радостно сообщила газета «Известия», в самые мощные ракетоносцы в мире. И это плохо. Почему?

Прежде всего, о замысле военных, которые разведали журналисты. Из четырех атомных гигантов, заложенных на верфях еще в советское время, в строю сегодня всего один – «Петр Великий», несущий службу на Северном флоте. Переделка предстоит трем огромным его собратьям – крейсерам «Адмирал Лазарев» (бывщий «Фрунзе»), «Адмирал Нахимов» (бывший «Киров») и «Адмирал Ушаков» (бывший «Калинин»). Два последних дожидаются решения своей участи в Северодвинске, «Адмирал Лазарев» с 1999 года отстаивается в заливе Стрелок на Тихом океане. Сообщается, что на всех «Орланах» поменяют электронику и вооружение на более современное. Причем их основные ударные ракетные комплексы «Гранит» поменяют на универсальные, способные стрелять как крылатыми ракетами большой дальности с ядерными боезарядами, так и противолодочными ракето-торпедами. Основой корабельной ПВО станут ракетные комплексы, созданные на базе известного С-400. После этого срок службы кораблей будет продлен до 2030-2040 годов.

Понятно, что нечто подобное в военном ведомстве замышляли давно. Во всяком случае, в 2009 году бывший в ту пору заместителем министра обороны РФ Владимир Поповкин заявлял, что считает целесообразным нахождение в составе ВМФ «до трех таких кораблей при том, что один из них будет на Тихоокеанском флоте и два — на Северном». Необходимость использования тяжелых атомных ракетных крейсеров продиктована задачами дальних походов и учений, пояснял замминистра. «Для этого нужны атомные ракетные крейсеры, потому что на дизеле далеко не уйдешь», — рассуждал Поповкин. Наверное, генерал имел ввиду обычную (неядерную) корабельную главную газоэнергетическую установку, состоящую из газо-турбинных двигателей. Ну, да ладно…

Но у нас-то сегодня в наличии четыре «Орлана»! Выходит, в 2009 году одного из них, самого ломанного, собирались все же утилизировать. Теперь, стало быть, передумали. Наверное, потому что из Москвы на флот грохнулись огромные деньги, которые надо срочно освоить. Не жалко и все четыре крейсера поставить в строй.

Спросить бы Поповкина (а теперь его сменщиков, отвечающих за кораблестроительную программу) – зачем? Потому что на «дизеле далеко не уедешь»? К гадалке не ходи – энтузиазм замминистра обороны был продиктован первым после длительного простоя всего флота походом крейсера «Петр Великий», совершенным в 2008 году. Триумфальным, очевидно, с точки зрения генерала Поповкина. Тогда, в октябре, флагманский корабль североморцев в сопровождении большого противолодочного корабля «Адмирала Чабаненко» заглянул в Средиземное море. Потом сходил к Венесуэле, где поучаствовал в совместных с ВМС этой страны учениях «Венрус-2008». А в довершение похода «Петр Великий» изловил три лодки пиратов у берегов Сомали.

Тогда эта вылазка была широко разрекламирована: мол, флот России встает с колен! Никого особо не смутило, что, если рассуждать по военной науке, не тяжелым атомным ракетным крейсерам ловить пиратские фелюги. И нельзя отправлять ТАКРы в дальние походы в сопровождении единственного корабля охранения. Но что было делать, если кроме «Адмирала Чабаненко» из Североморска никто больше выйти не мог, не рискуя вернуться обратно на буксире? Хотя, если не особо задумываться, державное самолюбие, безусловно, поход «Петра Великого» потешил.

Теперь – самое главное. О «дизелях», на которых, по Поповкину, «далеко не уйдешь». Как уже сказано, без многочисленных кораблей охранения даже вовсю модернизированный «Орлан» в океане обречен. Однако других атомных надводных кораблей на нашем флоте просто нет! Хочешь-не хочешь, но ордер (построение кораблей) во главе с ТАКР проекта 1144 будет разношерстным по энергетическим возможностям. Отрываться от охранения рискованно. И это напрочь нивелирует все преимущества ядерной энергетической установки крейсера.

Его ведь зачем создавали? Отец советского океанского ВМФ адмирал Сергей Георгиевич Горшков, который стоял у колыбели этого проекта, замышлял совсем другое. Он планировал обзавестись могучей атомной эскадрой с невиданным боевым потенциалом. Во главе – атомный авианосец типа проекта 1143.7 «Орел». В охранении – те самые ТАКРы и атомные эсминцы ПВО/ПЛО «Анчар»». Эта эскадра могла бы передвигаться по океанам со скоростями, недоступными обычным боевым кораблям. Обеспечивать ее должны были корабли комплексного снабжения типа «Березина», способными на ходу передавать все – от воды и топлива до ракет.

Из всего этого великолепия флот успел получить только ТАКРы и «Березину». Последнюю, базировавшуюся в Севастополе, давно отправили в мартены. Туда же, куда и недостроенный в украинском Николаеве наш первый «Орел» — атомный авианосец «Ульяновск». До атомных эсминцев дело не дошло вообще.

Так и вышло, что атомные крейсера остались одни. В том, что они самые мощные в своем классе во всем мире, сомнений нет. Как и в том, что при существующем положении вещей боевая устойчивость этих гигантов сомнительна.

Отдельный вопрос: для чего они России? Для какой войны? В локальных конфликтах такая мощь избыточна. Оружие этих кораблей создано, чтобы топить авианосцы. Больше всего их у американцев. Мы с ними собираемся воевать в Мировом океане? После погрома нашего ВМФ на протяжении последних двух десятилетий исход такой борьбы в ближайшие годы предрешен.

Тем же «Известиям» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко прокомментировал это так:

— В тех вероятных конфликтах, которые у нас могут быть на Кавказе и в Средней Азии, такой корабль участвовать не сможет, а в случае гипотетической войны с НАТО или Японией он все равно будет уничтожен — противник обладает слишком большим численным превосходством на море.

Кстати, американцы от атомных крейсеров отказались давно. В 1974–1975 годах они построили два таких корабля типа «Калифорния», а в 1976–1980 годах – четыре атомных крейсера типа «Вирджиния». Оказалось, что особых преимуществ перед своими собратьями с обычной энергетической установкой эти боевые единицы не имеют. Зато построить и эксплуатировать их несравнимо дороже. В итоге с 2004 года ни одного атомного боевого надводного корабля в ВМС США нет. А есть 22 обычных и сравнительно дешевых крейсера типа «Тикандерога» с зенитно-ракетной системой «Иджис», которую сейчас приспосабливают под задачи противоракетной обороны..