Человек, который может спровоцировать мировую войну

Наибольшая угроза для мира во всем мире, в этот момент, исходит от человека по имени Реджип Тайип Эрдоган. Это премьер-министр Турции, возглавляющий партию Справедливости и развития («АК», по турецки). Бывший мэр Стамбула, он был арестован и заключен в тюрьму, когда публично читал исламистские стихи («мечети наши казармы, купола наши шлемы, минареты наши штыки», и т.д.), вопреки старой светской конституции Ататюрка, которая расценивает это как преступление в виде подстрекательства к возбуждению религиозного и расового фанатизма.

Репутация Эрдогана как антисемита, а также антикоммуниста, была создана в его школьные годы. Он происходит из религиозной мусульманской семьи, и, хотя ничто, что он говорит, нельзя принимать на веру, он утверждает, что у него были прославленные предки, борцы за турецкое и османское дело.

Он — «интересный случай» в других отношениях. У него высшее образование по экономике, он очень способный технократ, и под его руководством турецкая экономика была спасена. Он убица драконов инфляции и дефицита государственного бюджета, он предпринял драматические и эффективные меры по обновлению турецкой бюрократии, и, как говорится, «он заставил поезда ходить по расписанию».

Эрдоган также «демократ», у которого нет никаких оснований им не быть, потому, что он пользуется огромной и прочной внутренней популярностью. Партия, которую он основал, пришла к власти подавляющим большинством голосов, и была дважды переизбрана. (Сначала он был дублером премьер-министра, потому что ему по-прежнему было запрещено занимать государственные должности.) Существуют и демографические причины, по которым турецкий секуляризм был поражен турецким исламизмом. Верующие мусульмане имеют детей, а современные секуляристы — нет.

«Видение» этого политического деятеля, которое он может харизматично ясно сформулировать, это комбинация эффективного, в основном свободного рыночного экономического управления, с пуританской версией религиозных идеалов старого Оттоманского Халифата. (Благосклонный читатель может вспомнить, что у меня аллергия на имеющих «видение» и харизматических политических деятелей, которые воздействуют на государство как опасный наркотик.)

Видение Эрдогана направлено вовне. Его стратегия состояла в том, чтобы искать лучшую экономическую интеграцию с Западом, совершая новые политические союзы с Востоком — особенно с Ираном. Он теперь представляет Турцию как чемпиона «господствующего» суннитского Исламизма, пытаясь добиться невозможного с персидским шиитским Исламизмом. Это могло все еще потерпеть неудачу в Сирии, где турки хотят свергнуть человека Ирана, Асада, и привести Братьев-Мусульман в новое сирийское правительство.

Вооруженные силы Турции были гарантом прозападного турецкого атеизма, в соответствии с конституцией Ататюрка. С характерным непониманием последствий западные государственные деятели поддерживали усилия Эрдогана установить гражданский контроль над генералами — нашими старыми друзьями из НАТО. Бросив в тюрьму несколько высокопоставленных офицеров по (вероятно, вымышленным) обвинениям в подготовке государственного переворота, Эрдоган смог побудить весь турецкий высший командный состав уйти в отставку в прошлом месяце.

Они сделали это, потому что у них иссякли союзники. Хиллари Клинтон и компания втянули в неприятности единственную эффективную внутреннюю оппозицию Эрдогану. Мощные, обеспеченные западным оружием вооруженные силы Турции — теперь полностью дитя Эрдогана, а атеистическая конституция страны — устаревший закон. У Эрдогана, исламиста, теперь есть неограниченная власть.

Именно он послал «флотилию мира» оспорить право Израиля на блокаду Газы (признанную международным правом и ООН). Он сделал неизбежным результатом этого путешествия насилие и антиизраильский скандал. Сейчас он объявил, что следующую флотилию мира будет сопровождать турецкий флот.

Это позволит поставить Израиль в ситуацию, когда он должен будет отказаться от своего права на самооборону, либо стрелять по турецким военно-морским судам. Никоим образом невозможно преувеличить серьезность этого: Эрдоган маневрирует, чтобы создать повод к войне.

Он сделал себя эффективным дипломатическим спонсором палестинской декларации государственности на следующей неделе, — за которой последует много насилия. Каждый палестинец, который умрет, пытаясь убить еврея, будет воспринят как «мученик», с компенсацией и требованиями извинений.

Он играет с египетскими политиками, добавляя риторического топлива, которое и побудило исламистскую толпу вломиться в израильское посольство в Каире в минувшую пятницу. Он сам был в Каире, на этой неделе, с миссией использовать ненависть к Израилю, в очень нестабильных обстоятельствах «арабской весны». Действия против этого общего врага это единственная вещь, которая может объединить все разрозненные арабские фракции — возможно, под турецким руководством.

Запад только наблюдает, в то время как Эрдоган создает предлоги для следующей ближневосточной войны: той, в котором Израиль возможно будет противостоять не только соседним странам старой Лиги арабских государств, но также и Турции, и Ирану, и ХAMAC, и Хезболле.

Это — то, что называют «экзистенциальной угрозой» Израилю, разворачивающейся в настоящее время. Это может оставить Западу выбор между защитой Израиля, и допущением следующего Холокоста. Другими словами мы уставились на спусковой крючок подлинной мировой войны. С дергающимся пальцем Реджипа Эрдогана на нем.