Совет Европы не должен игнорировать выборы в России

Открытое обращение Правозащитного Совета России к Парламентской Ассамблее Совета Европы

Все страны — члены Совета Европы обязаны выполнять официально взятые ими на себя обязательства по обеспечению прав человека и гражданина, придерживаться базовых принципов демократического общества. К числу основных таких принципов относится право принимать участие в управлении своей страной посредством свободных выборов. Это право зафиксировано в ратифицированных Россией документах ООН, ОБСЕ, Совета Европы, Содружества Независимых Государств. «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» — записано и в Конституции Российской Федерации.

Мы вынуждены констатировать, что состояние института выборов в России в настоящее время в целом не соответствует ни международным обязательствам, ни даже национальному законодательству.

В первую очередь, это связано с состоянием партийной системы, претерпевшей в последние 10 лет насильственную редукцию и выродившуюся в искусственное образование, не представляющее в полной мере спектра идеологических и социальных интересов населения нашей страны. Этим объясняется тот факт, что уже сейчас, в самом начале избирательной кампании, текущие федеральные выборы нельзя назвать ни свободными, ни справедливыми.

Противоречит принципам свободных и справедливых выборов и интенсивная деградация избирательного законодательства. Помимо внесения многочисленных регрессивных поправок в законы о выборах, даже в Конституцию РФ были внесены изменения, увеличившие сроки полномочий Президента и Государственной Думы.

Что же касается собственно избирательного процесса, то можно констатировать полное разрушение института демократических выборов в России, происходящее при непосредственном участии и одобрении всех уровней государственной власти. Прийти к такому выводу нас заставили следующие факты, которые мы хотим донести до политиков и общественного мнения стран, входящих в Совет Европы.

Первое. В Российской Федерации отказано в регистрации, а значит, и в праве участвовать в выборах и в доступе к основным СМИ, целому ряду оппозиционных партий, несмотря на то, что их программы и уставы исходят из приоритетов демократического общества. Таким образом, отказ получили «Другая Россия», «Партия народной свободы» и «РОТ-фронт» и другим. Несмотря на признание Европейским судом по правам человека незаконным решения о ликвидации оппозиционной «Республиканской партии России», это решение властями не отменено.

Второе. Наглядным примером бесцеремонного вмешательства властей в политический процесс стало активное участие руководящих лиц Администрации Президента РФ в настоящем перевороте в партии «Правое дело», завершившееся изгнанием Михаила Прохорова и его сторонников.

Третье. На центральных каналах телевидения и других видах центральных СМИ существует очевидная цензура, в результате которой, в частности, там появляются представители только одобренных властью партий. Достоверно известно, что существуют так называемые «стоп-листы» для СМИ, в которые занесены все лидеры непарламентской, то есть реальной, оппозиции. В таких условиях информационное поле для оппозиции блокировано почти полностью. Прямо или косвенно контролируемые государством СМИ ведут пропаганду в поддержку «партии власти» и буквально травят оппозицию, прежде всего, либеральную.

Четвертое. Вопиющим примером разрушения института демократических выборов в России являются недавно прошедшие муниципальные выборы в Санкт-Петербурге. Характер их проведения в связи с «продвижением» Валентины Матвиенко в Председатели Совета Федерации наглядно продемонстрировал сегодняшнюю готовность властей на фальсификацию выборов в беспрецедентных масштабах.

Вот лишь некоторые из нарушений в ходе выборов в Санкт-Петербурге. Оппозиция узнала о дате назначения выборов постфактум и поэтому не могла выдвинуть своих кандидатов. С грубыми нарушениями закона пресекалась любая агитация, кроме агитации за Валентину Матвиенко — в частности, Борис Немцов был задержан в ходе агитации против всех кандидатов, которая разрешена Конституцией РФ. И совсем курьезным примером, показывающим степень готовности власти к незаконным действиям является тот факт, что жители тех нескольких домов, где Немцов проводил свою агитацию, были исключены из списка избирателей.

Российские выборы удовлетворяют только части международных избирательных стандартов. Они в целом удовлетворяют принципам всеобщности, периодичности, равенства голосов и, в значительной степени, тайны голосования.

Однако грубо попраны другие важнейшие принципы, сформулированные, в частности, в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, в котором говорится, что государства-участники:

— обязаны уважать право отдельных лиц и групп лиц создавать в условиях полной свободы свои политические партии (в России отказано в регистрации, а значит, и в праве участвовать в выборах, нескольким оппозиционным партиям, несмотря на то, что их программы и уставы исходят из приоритетов демократического общества; власти актвино вмешиваются в вопросы внутренней жизни партий);

— обеспечивают, чтобы закон и государственная политика допускали проведение политических кампаний в атмосфере свободы и честности, чтобы не устанавливались какие-либо юридические или административные барьеры для беспрепятственного доступа к средствам массовой информации на недискриминационной основе для всех политических группировок и отдельных лиц, желающих принять участие в избирательном процессе,

— обеспечивают отсутствие фальсификации при подсчете голосов и возможность наблюдения, как национального, так и международного.

При проведении российских выборов эти принципы нарушаются регулярно. Судебная и избирательная системы России не препятствуют этим нарушениям.

Обязать сегодняшнюю российскую власть вернуться в рамки международных стандартов проведения выборов сегодня — это значит предотвратить широкомасштабный гражданский конфликт в России в будущем.

Поэтому мы призываем направить в Россию наблюдателей, которым Правозащитный Совет Росси готов предоставить свою помощь и рекомендации.

Мы обращаемся к Председателю ПАСЕ, Мониторинговому, Политическому и Юридическому Комитетам ПАСЕ, к докладчикам Мониторинга по России, депутатам и политическим группа ПАСЕ с призывом принять к сведению информацию о фактической ликвидации института демократических выборов в Российской Федерации, содержащуюся в нашем обращении, обсудить неисполнение Российской Федерацией обязательств по проведению свободных выборов, и обратиться в Венецианскую Комиссию для проведения проверки избирательного законодательства и закона о политических партиях в России.

Людмила Алексеева, Председатель Московской Хельсинкской группы

Валерий Борщев, член Московской Хельсинкской группы

Юрий Вдовин, Правозащитная организация «Гражданский контроль»

Светлана Ганнушкина, Благотворительный Комитет «Гражданское содействие»

Борис Золотухин, член Московской Хельсинкской группы

Сергей Ковалёв, Фонд имени Андрея Сахарова

Олег Орлов, председатель Совета Правозащитного центра «Мемориал»

Лев Пономарёв, Движение «За права человека»

Юрий Шмидт, адвокат, Правозащитный совет Санкт-Петербурга

священник Глеб Якунин, Комитет в защиту свободы совести, член Московской Хельсинкской группы

От редакции:

Безусловно, обращение правозащитников к Совету Европы своевременно и содержательно, и следует его полностью поддержать. Однако возможности для поддержки обращения пока не предоставлено. Безусловно, поименованные среди подписантов обращения люди известны (может быть, в Европе даже больше, чем в России) в прошлом, но сегодня они уже не представляют живого политического процесса в РФ.

Почему Совет Европы будет прислушиваться к ним, а не к кому-либо еще? Политические силы, лишенные возможности участвовать в российских выборах, куда более многочисленны, чем перечисленные в обращении 3 партии (остальные любезно отмечены как «и другие»), а число заметных общественных фигур, категорически не согласных со сложившейся в РФ системой «выборов», много больше дюжины уважаемых правозащитников. Но почему-то обращаются к Совету Европы лишь отдельные представители российского общества, что несколько обесценивает обращение. Думается, список подписавших должен быть много шире и разнообразней по политическому спектру, а то складывается впечатление, что в России ущемляются права только одной либеральной общественности — или только одна либеральная общественность не довольна существующим положением вещей, а остальным как минимум это безразлично.

В России существует неравенство в доступе к легальной политике, но так получается, что публичное отрицание этой политики — тоже удел избранных. Если так, то стоит ли менять одно неравенство на другое?

От этого узкого представительства проистекают и требования к Совету Европы, тоже, по существу, не отражающие реальных требований большинства. Требования получателей грантов к своим работодателям. Очень правильные, но не очень убедительные.

Скажем, при чем тут фальсификация на «выборах», участие которых ограничено для примерно 98% граждан страны, имеющих право голоса? Какое большинству граждан дело, обманет «Единая Россия» господ Зюганова с Жириновским или нет? Большинство граждан хотело бы видеть в списках, а затем, естественно, в парламенте, совершенно другие лица. Какое гражданам дело до того, кто в этой «пульке» обманет кого-то на вистах, если граждане не играют и им нет дела до чужого преферанса?

Столь же спорным является обращение к действующей в России власти куда-то там вернуться, к каким-то там принципам. У большинства граждан к власти совсем другие предложения, может быть, не очень политкорректные. И граждан не очень пугает гражданский конфликт, поскольку другого пути сменить власть в стране уже нет. Гражданский конфликт уже идет, ежели кто не заметил.

И бойкот фиктивных избирательных процедур — одно из проявлений этого конфликта. Других способов изменить ситуацию пока нет, хотя обратиться к Совету Европы и предупредить о развитии ситуации, наверно, правильно. Пусть знают…

Идущие на смерть приветствуют тебя, Совет Европы!