Как удержать Украину в Русском мире?

В эти дни исполняется 20 лет с того момента, как Украина и Россия приобрели независимость. Срок достаточный, чтобы посмотреть, во что мы превратились за эти двадцать лет, сбылись ли ожидания, которые возлагались на эту самую независимость.

Прежде всего, интересно сравнить имиджи, образы, которые возникают в сознании россиянина при слове «Украина» и украинца при слове «Россия». С большим сожалением, надо признать, что Украина в усреднённом российском восприятии прочно выглядит «политической помойкой», где все круглосуточно сливают грязь на всех – причём без конца и без всякого смысла. Свежий пример – выступление украинских девушек в формате топлесс в защиту арестованной Ю. Тимошенко. Возникает вопрос: а для чего Тимошенко такая странная защита, Тимошенко – она что, проститутка?

Что касается имиджа России, то приходится слышать, находясь в той или иной стране постсоветского пространства, что все россияне, без исключения, являются, по мнению жителей этих республик, богатыми и успешными людьми, живущими, как «Христос за пазухой», на доходы от нефти и газа. Однако на деле между российским и украинским бытом нет никакой разницы – всем нам стало одинаково хуже.

Кого за этот результат может винить Москва, если не себя, – так как для соседей она, к сожалению, не интересна. Именно Россия не использовала все возможности, которые были у неё, и по объединению Русского мира, и по сохранению влияния русского языка, и по другим направлениям. Мы должны сказать об этом прямо, не взваливая всю ответственность на наших ближайших соседей, потому что такая не совсем справедливая оценка в их адрес способна ещё больше оторвать нас друг от друга.

Чем сегодня может привлечь Русский мир? Я бы разделил этот вопрос на несколько наиболее важных аспектов.

Первое – русский язык, которым до сих пор владеет весь ближний периметр, но Россия эту фору не использует никак. Ещё каких-нибудь 20-30 лет – и у России не будет в руках и этого инструмента. Россия не может усилить влияние русского языка за рубежом ещё и потому, что база этого языка подорвана внутри неё самой, в главном языковом гнезде. Сами русские, россияне всё в меньшей степени владеют родным языком, тупея в плане устной и письменной речи день ото дня. Достаточно того, что даже на главном телеканале РФ, в главной информационно-политической программе «Время» её главная ведущая Е.Андреева регулярно, подчёркнуто допускает ошибки в произнесении тех или иных слов – в частности, за эти годы она буквально заставила половину России произносить прилагательное «петербургский» как «петербуржский». Изменился сам тембр базовой русской речи, речевые акценты – иногда, по общему звуковому шуму, уже непонятно, а на каком, собственно, языке говорят эти стоящие невдалеке люди. Как могут русские продвигать свой язык, если стремительно теряют его у себя внутри?

Если Украина перейдёт ещё и на латинский алфавит, тогда ни о каком языковом единстве говорить уже не придётся. Такой переход тем более вероятен, что даже Казахстан, находящийся в Центральной Азии, на президентском уровне уже рассматривает аналогичный вопрос в практической плоскости. Через язык можно обрушить всё, намного быстрее и эффективнее, чем через политику и экономику.

Другой аспект – Таможенный союз. Почему российские чиновники так и не смогли объяснить простым украинцам, чем всё-таки выгодно вступление Украины в эту структуру? На сколько гривен упадёт для них розничная цена на газ, бензин, воду или свет.

Пусть назовут хотя бы один товар, для начала и этого будет достаточно. Но Россия постоянно рассуждает на эту тему в режиме макроэкономики, с помощью крайне отвлечённых от обычной жизни понятий, оперируя миллионами и миллиардами долларов. Украинцам это не интересно, так как они хотят знать, чем конкретно ТС будет выгоден для конкретной украинской семьи.

Сразу хочу подчеркнуть, что проекты по такой пропаганде у российских специалистов есть, однако вы знаете, что через коррупционные схемы, когда все
гранты расписаны по родственникам и родственным организациям, не сможет пробиться ни одно, даже самое лучшее, решение.

Отдельный аспект – единая вера. Действительно, не стоит переоценивать значение религиозного фактора, он никогда не сможет заменить собой по-настоящему креативную политику или Национальную идею, тем более с учётом того, что неверующих в разы больше, чем прихожан. Но даже в своих рамках религия может сделать больше, чем это происходит сейчас. Патриарх Кирилл впервые за много десятилетий, является, по сути, более эффективным политиком, чем многие, кто работает в этой сфере. Однако таких, как он, внутри конфессии слишком мало. У него в распоряжении слишком мало понимающих этот тонкий вопрос сторонников – как в Москве, так и в Киеве, – которые смогли бы использовать, усилить потенциал действующего Главы РПЦ.

Считаю, что в целях объединения интересов россиян и украинцев РПЦ должна кардинально усилить в публичной работе социальный акцент, тем более что забота о людях является её прямой обязанностью.

Если церковь начнёт обличать олигархов, то автоматически вызовет симпатии в обеих странах, причём на массовом уровне – олигархов ненавидят и тут, и там.
Хороший повод, к примеру, – свежая покупка поместья на территории Британии российским олигархом, практически в тех же местах, где приобрёл недвижимость украинский гражданин Р.Ахметов. Если бы РПЦ выступила с проповедью на эту тему, не сомневаюсь, что она, впервые за долгое время, заслужила бы симпатии даже внутри украинских радикалов.

Ведущие «спикеры» церкви, регулярно появляющиеся перед телекамерами, должны отказаться от вызывающе дорогих личных аксессуаров, которые есть и
на них, и вокруг них. Не надо постоянно оправдываться, отвечая журналистам, что «эти часы мне подарили прихожане», надо просто их снять с руки и убрать в
стол. Дорогие машины надо надолго загнать в гараж или лучше отдать бедным, при стечении российской и украинской прессы. Эта деталь дополнительно усилит базу поддержки церкви по обе стороны российско-украинской границы.

Наконец, церковь сама должна обратиться к российской власти, призвав власть не путать религию с Национальной идеей, так как религия не может быть её заменителем ни при каких условиях. РПЦ должна опередить события, подтолкнув власть к ускоренному поиску такой идеи, в противном случае от этого вакуума пострадают все: власть, церковь, общество…

…Причём, даже имея льготный вариант с, как считается, пророссийски настроенной украинской властью. Хочу отметить, что более пророссийской власти на Украине уже не будет, придётся использовать те возможности, какие имеются на данный момент. Напомню также, что на постсоветском пространстве действует железный неписаный закон: каждый последующий президент той или иной страны, для РФ, на порядок хуже предыдущего.

Евросоюзу Украина, безусловно, не нужна. Тем более, на фоне тех проблем, масштабного кризиса, который готов подорвать ЕС. Поэтому тех денег, на которые рассчитывает Киев, ему там, естественно, никто не даст, для этого на территории Германии или Франции надо построить отдельный завод, печатающий евро для Украины. Россия должна по-братски предупредить об этом соседа, потому что тяжёлые последствия украинских обид на Брюссель автоматически отразятся и на России, которая не бросит Украину в любом случае, даже в самые тяжёлые времена.

Украина нужна ЕС только в одном качестве – в качестве торпеды против РФ. К тому же, Киеву пора отдать себе отчёт в том, что Брюссель для него – слишком преждевременный и недоступный уровень. С Киевом, в плане европейской интеграции и ассоциированного членства, будут работать совсем другие политические центры – к примеру, Варшава и члены Вышеградской группы.

Если Украина и Россия – славянские браться, как говорят многие российские и украинские общественные организации, то, хотя бы, эти организации должны действовать по-братски в наиболее заметных информационных сферах, для которых не требуется особых денег, которых, как было уже сказано, им не даёт ни Москва, ни Киев. К примеру, наступает День Независимости РФ. Что могут сделать украинские братья России? Распространить нетривиальное официальное Заявление, которое будет начинаться примерно так: «Мы НЕ поздравляем Россию с этим трагическим днём»…

Что должны делать российские братья? Выпустить аналогичное заявление в сторону Украины: «С болью смотрит Россия на Украину»… Без всякого шаблонного мусора в украинский адрес, без всех этих тупых комиксов по поводу украинского сала и горилки.

Сегодняшний Русский мир — к сожалению, слишком скучная и формальная тема. Удержать украинцев, как и всех остальных, созданием каких-то «компьютерных классов русского языка» мы, конечно, не сможем. Хотя финансовые затраты по этой статье – огромные. Затраты есть – результата нет. Здесь даже прослеживается обратная зависимость: чем больше денег идёт по «братским» статьям, тем хуже результат. Это снова проблема российской власти, которая борется с негативными явлениями, включая коррупцию.

Россия должна посылать на Украину, как и в другие страны СНГ, в качестве послов свои лучшие кадры, а не списанный административный материал. Россия вообще должна фильтровать список тех россиян, которое представляют РФ на (в) Украине, чтобы по этим россиянам формировалось позитивное мнение о самой России. Те, кто ездит туда сегодня, слишком часто ломают Украину «через колено», что даёт богатый материал для шаблонных обвинений в адрес «старшего брата» по поводу его «имперских амбиций».

И наконец, Россия должна понять, что если она желает приблизить Украину, то без сброса расценок на сырьё ей не обойтись никак. Так происходит везде: надо изначально вкладываться, в чём-то потерять, имея в виду развитие будущего большого проекта. Великая страна вынуждена кормить своих соседей, в противном случае ей не стоит претендовать на этот серьёзный и ответственный политический статус.

В заключение, хотелось бы сказать, что в реальности Украина всё-таки будет активно двигаться в сторону Европы. И когда она туда придвинется, то очень скоро, как и все другие до неё, поймёт, что евро ей там по карманам не навалят. Это как восточные немцы, которые были бы и рады перелезть назад через Берлинскую стену, но уже нет ни той ГДР, ни того прикрытия в лице Советского Союза – бежать некуда, всё, тупик. То же самое произойдёт и с Украиной. Но пока она этого не поняла на собственном опыте, объяснять ей бесполезно.

Не хотелось бы, чтобы реализовался один из экологически чистых проектов «третьего рейха», который напрямую касался Украины — по отведению её территории под промышленное выращивание крапивы. Сегодняшняя ситуация оставляет всё меньше выбора для того, чтобы славянская, братская соседняя страна избежала такого дикого и страшного финала.