А Румыния-то испугалась в 2008-м воевать с Россией

Так говорится в обнародованной WikiLeaks депеше, направленной в Вашингтон послом США в Бухаресте.

А президент Румынии Траян Бэсеску, оказывается, в 2008 году боялся, что страна может быть втянута в войну с Россией из-за Приднестровья. И интересовался у американцев, будет ли НАТО вместе с Румынией в такой ситуации. Об этом говорится в обнародованной сайтом WikiLeaks депеше, направленной в Вашингтон тогдашним послом США в Бухаресте Николасом Таубманом, сообщает ИА REGNUM.

Как отмечается в документе, в ходе встречи в августе 2008 года с американским сенатором-республиканцем Ричардом Лугаром Траян Бэсеску выражал опасения, что события в Приднестровье могут пойти по грузинскому сценарию, и тогда Румыния будет вынуждена оказать помощь Кишиневу. «Бэсеску вспомнил, что во время конфликта 1991-1992 годов в Молдавии Румыния отправила много провизии и оружия молдавской стороне, но громогласно спросил, каким должен быть адекватный ответ Румынии сейчас, когда она является членом НАТО, на вызов России в регионе. Сенатор спросил, как членство в НАТО препятствует действиям Румынии, на что Бэсеску ответил, что Румыния разделяет взгляды альянса до тех пор, пока не вовлечена в конфликт, но под давлением будет вынуждена отвечать — «мы сталкиваемся с очень тяжелым выбором». Бэсеску практически риторически спросил, будут ли НАТО и ЕС вместе с Румынией в такой ситуации», — отмечается в депеше посла.

Траян Бэсеску также сообщил американскому сенатору, что неоднократно обсуждал молдавско-приднестровский конфликт с Владимиром Путиным, но «Россия отказывается исполнять Стамбульские соглашения 1999 года». В связи с этим Бэсеску выразил мнение, что русские во всех замороженных конфликтных зонах должны быть заменены международными силами под мандатом ООН, потому что «соглашаясь на присутствие российских миротворцев, мы создаем возможность вторжения».

«Самое поразительное, однако, что образ мышления Бэсеску о молдавско-приднестровском конфликте и безопасности в черноморском регионе в целом отражается в свете событий в Грузии, — отметил в своей депеше американский дипломат. — Бэсеску на самом деле обеспокоен, что русские могут спровоцировать аналогичные события в Молдавии, которые потребуют румынского военного ответа, с самым широким привлечением НАТО и ЕС».

Так что президент Румынии оказался на поверку вовсе не таким уж «героем», каким он выставил себя, например, 22 июня с.г., в 70-ю годовщину вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР. Тогда, выступая по румынскому телевидению, Бэсеску заявил, что на месте румынского диктатора Иона Антонеску отдал бы 22 июня 1941 года тот же приказ: «Румынские солдаты, приказываю перейти Прут!». «У нас был союзник (нацистская Германия. – KM.RU), — сказал Бэсеску, — и нам надо было вернуть территорию (Бессарабии. – KM.RU). Если бы были те условия, вероятно, я бы так и сделал».

Как выяснилось сейчас, то была лишь бравада (правда, вовсе не безобидная) по поводу сравнительно недавнего исторического прошлого. Зато когда уже в наше время Россия дала решительный отпор агрессии такого американского сателлита, как режим Саакашвили, Бэсеску заволновался. Как, впрочем, и все другие восточноевропейские лимитрофы – прибалты, поляки, ющенковская Украина. Одно дело – так сказать, лаять на слона, и совсем другое – с ним воевать. Тут надо вовремя спрятаться за спину НАТО.

При этом и лай можно не прекращать. На днях, кстати, Бэсеску продолжил развивать тему, поднятую им 22 июня с.г. «Насколько законно армия Румынии в 1941 году перешла Прут? Когда румынские действия стали незаконными? Конечно, когда армия перешла Днестр», — заявил Бэсеску 16 сентября в интервью румынскому изданию Adevarul. При этом он добавил, что для того, чтобы понравиться России, Румыния, очевидно, должна признать, что и переходя Прут, была агрессором, однако «румыны этого сделать не могут». Тем самым он дал понять, что и Молдавия, и существенный кусок современной Украины, да и другие территории, образующие виртуальную «Великую Румынию», румынские националисты по-прежнему держат «на прицеле».

Вот только воевать за них – без поддержки НАТО – они, как выясняются, не готовы. Печальный исторический опыт, видимо, вспоминается.

KM.RUуже рассказывал, что Румыния бросила во время войны против нашей страны САМЫЙ БОЛЬШОЙ по численности воинский контингент среди ВСЕХ стран-сателлитов Германии – БОЛЕЕ ЧЕТВЕРТИ МИЛЛИОНА человек! Правда, Жуков и прочие наши военачальники в ходе военных действий умело использовали наличие в линии обороны врага частей, укомплектованных румынскими вояками – именно туда они и наносили удар, после чего линия фронта противника «дырявилась», а соседние боеспособные части немцем оказывались в «котле» наших войск. Так что если бы румыны и вовсе заменили немецкие войска на фронте, Антонеску (и Бэсеску, кстати, тоже) можно было бы даже сказать «спасибо».

Зато румыны отличились на другом «фронте» — своими карательными операциями. На оккупированных Румынией территориях Молдавии, Приднестровья и Украины в период с 1941 по 1944 гг. румынскими фашистами было уничтожено по разным данным от 380000 до 600000 евреев, напоминает ИА REGNUM. Об общих же потерях СССР в результате румынской оккупации более-менее точных данных до сих пор нет.

В свете этого исторического опыты, казалось бы, провокационные, явно реваншистские высказывания Бэсеску должны быть осуждены «цивилизованным» Западом. Но Вашингтон и Брюссель не обмолвились ни словом.

«Великорумынская концепция, жертвами которой должны пасть Молдавия и Украина, вмещается в общие рамки стратегии Запада против Евразии, — отметил в связи с этим в интервью ИА REGNUM украинский политолог Владислав Гулевич. — Коллективному Западу необходимо отодвинуть рубежи влияния России и Украины максимально на восток, вглубь материка. Джордж Фридман, ведущий американский геополитик и руководитель разведывательно-аналитической компании «Стратфор», которую иначе именуют «теневым ЦРУ», рассуждая о геополитической важности Молдавии, отметил следующие моменты (затрагивая в своих комментариях пакт Молотова — Риббентропа): восточная граница Бессарабии (и, соответственно, Румынии) находилась менее чем в 50 милях от Одесского порта — главной базы ЧФ для выхода в Чёрное и Средиземное моря; Румыния «прикреплена» к восточному берегу Днестра. В случае необходимости двинуть войска на запад Советам пришлось бы форсировать Днестр — грозную водную преграду; получив Бессарабию, СССР получил часть выступа, с территории которого вражеские войска в противном случае могли бы угрожать Киеву; граница СССР была отодвинута (от Одессы и Киева в том числе) дальше на запад; с новых позиций Советы могли контролировать Дунай. По выражению Фридмана, Молдавия была просто точкой на карте мира до тех пор, пока на Украине не канул в небытие Виктор Ющенко со своей «оранжевой революцией». С этих пор Молдавия — это уже не кусок земли между Прутом и Днестром, а стратегически важный участок. Затеянная румынами тяжба вокруг молдавской и украинской территории нацелена как раз на то, чтобы лишить Украину тех геополитических выгод, которые она получила в результате пакта Молотова-Риббентропа. Тем более, что на заре своей независимости Киев наделал много глупостей, в т.ч. скоропалительно осудил пресловутый пакт, принёсший современной Украине столько стратегических выгод», — подчеркнул аналитик.