Совфед превратился из «палаты лордов» в конюшню

«Избрание» спикера верхней палаты парламента не тянет даже на новость. С того момента, как президент России Дмитрий Медведев высказал свои пожелания по новой кандидатуре главы Совфеда, всё было абсолютно предсказуемо. Ничего неожиданного и не произошло.

В среду, 21 сентября, на первой же осенней сессии верхней палаты российского парламента была выставлена кандидатура питерского экс-губернатора Валентины Матвиенко. Кандидатура была единственной, хотя, по регламенту, каждый из сенаторов мог выдвинуть своего претендента из числа коллег по Совфеду. Проголосовали в лучших традициях — 140 «за», 1 человек воздержался. Для того, чтобы получить пост спикера, Валентине Матвиенко достаточно было 84 голосов.

Как Совет Федерации превращался в посмешище

Историю российской «палаты лордов» можно разделить на три периода: демократический, бюрократический и олигархический. Сейчас мы, вероятно,станем свидетелями начала нового периода — шутовского.

Изначально планировалось, что верхняя палата станет «фильтром» — в Государственную Думу того периода могли попасть самые радикальные партии, и вообще в парламенте преобладали «красные», которые, как жаловались либералы, «принимали популистские законы» и «угрожали курсу реформ». Совфед должен был заворачивать опасные для власти законы. По Конституции у верхней палаты достаточно широкие полномочия — что даёт основание говорить, что спикер Совфеда является третьим лицом государства, после президента и премьера.

Первый, демократический период, продолжался недолго — с января 1994 года до января 1996-го. Сенаторы выбирались — по два человека от региона — прямым голосованием граждан. Этот Совет Федерации слишком часто голосовал не так, как нужно было президенту, в том числе — пользовался своим правом «пересилить» вето первого лица государства. То есть, оппозиционная Госдума принимала закон, президент его отклонял, а сенаторы, не согласившись, принимали.

С 1996-го года начинается новый этап — места в Сенате занимают профессиональные политики из регионов. Каждая область, край или республика направляет в Москву по два человека: губернатора и главу местного законодательного собрания.

В тот момент многие «региональные бароны» имели серьёзный политический вес, и даже считались федеральными политиками (стоит вспомнить хотя бы Лужкова, Шаймиева, Рахимова). Именно на базе Совета Федерации была сформирована партия «Отечество — вся Россия». Напомним, ОВР чуть не сделала президентом Евгения Примакова, а Лужкова — премьером. Если бы не хитрый план Бориса Березовского, мы бы и не услышали о Путине. Проиграв ту войну, региональные бароны в итоге влились в «Единую Россию» — а куда ещё деваться профессиональным бюрократам?

В августе 2000-го, после избрания Владимира Путина президентом, в Совфеде началась очередная реформа. Официально было объявлено, что «губернаторам и спикерам региональных парламентов неудобно раз в неделю мотаться в Москву на заседания», якобы это «отвлекает их от исполнения прямых обязанностей». Вместо прямого представительства регионам предложили выдвигать делегатов. Постепенно до региональных элит дошло, что места в Совфеде — это неплохой бизнес.