Рогозин пытается вернуть себе партию

Вслед за правым флангом партийной поляны разгорелись страсти и на левом. Бывший глава «Родины» Дмитрий Рогозин пытается вернуть себе партию. Заявления сильно похожи на шантаж лидера эсеров Сергея Миронова со стороны Кремля. Он теперь должен помнить об опыте «Правого дела».

Не успели отгреметь скандалы, связанные с «Правым делом», как наичнается история со съездом «Справедливой России». Внезапно вернувшийся в российскую политику постпред при НАТО Дмитрий Рогозин объявил о желании вернуть себе партию «Родина», обвинив Сергея Миронова в «рейдерском захвате партии».

Выражение «рейдерский захват партии», запущенное в политический оборот недавним лидером «Правого дела» Михаилом Прохоровым, таким образом прочно вошло в оборот самых разных деятелей. Хотя дело здесь, скорее, не в выражениях, а в контексте.

В 2006 году под давлением совсем не Сергея Миронова, а неких сил, сильно напоминающих администрацию президента, Рогозин был выдавлен из «Родины». Немногим позже прекратила существование и сама «Родина» — она влилась во вновь создаваемый на базе «Родины», Партии Жизни и Партии пенсионеров проект «Справедливая Россия». Лидером каковой партии, действительно, стал Сергей Миронов.

Однако упрек в «рейдерском захвате партии» вряд ли так уж состоятелен. По крайней мере, адресован не совсем тому человеку. В этом смысле обвинение Михаила Прохорова в захвате партии в адрес первого замглавы администрации президента Владислава Суркова и управления по внутренней политике АП — куда более вероятны.

Впрочем, желание Рогозина вернуть партию вполне объяснимо. Ему давно прочат возвращение в российскую политику, поговаривали и о том, что он может возглавить эсеров вместо Миронова. Контекст для заявлений типа «отдай мою партию» вполне подходящий.Сергей Миронов.

Миронов, впрочем, партию отдавать не собирается. На грядущем съезде будет, по всей видимости, утверждена тройка в лице самого Миронова, его верного сподвижника Николая Левичева и депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой. И пока никаких неожиданностей не предвидится.

Правда, не предвиделось еще за пару дней никаких неожиданностей по «Правому делу». Казалось, что съезд утвердит прохоровские списки и партия пройдет в Госдуму. Однако в последний момент что-то разладилось. И вот партию на выборы поведут ее кремлевский смотритель Андрей Дунаев, главный масон всея Руси Андрей Богданов и известная теннисистка Анна Чакветадзе. Шансов попасть в думу у звездного состава — ноль. Разве только в Кремле сойдут с ума и вздумают превратить парламент не просто в «не-место-для-дискуссий», но и в полный фарс.

Крах «Правого дела» повышает шансы эсеров на удачное выступление на думских выборах.

У избирателя будет настолько скудный выбор, что он с неизбежностью может проголосовать за эсеров. И здесь активность Дмитрия Рогозина может прийтись как нельзя кстати. Во-первых, на днях Рогозин собирается провести съезд возглавляемого им движения Конгресс русских общин, где могут быть произведены и некие предвыборные ходы или заявления.

Во-вторых в последние месяцы у Миронова с Кремлем наметился серьезный разлад. Из-за этого он лишился статуса главы Совета Федерации. Вполне вероятен сценарий, в котором Рогозина используют для обратного захвата партии путем какого-нибудь хитрого аннулирования договоренностей 2006 года. Рогозин уже заявил, что на съезд КРО приедут до 85 процентов региональных руководителей «Родины» — а это серьезная заявка если не на захват «Справедливой России», то на серьезное ее ослабление.

Если бывшие родинцы покинут партию Миронова, думские перспективы партии существенно ухудшатся.

Или же Рогозин будет способом намекнуть Миронову, что надо вести себя посговорчивее и не играть в оппозицию слишком убедительно. Таким путем можно будет ввести в списки партии нужных людей (того же Рогозина или еще бог знает кого) и вычеркнуть неугодных.

Заявления Рогозина сильно напоминают политическое давление на эсеров перед съездом.

Последствия слабо понятны, если вспомнить о судьбе «Правого дела», вряд ли можно спрогнозировать развитие событий. Кремль уже ясно продемонстрировал, что готов на жесткие решения.

После провала проекта «Правое дело Прохорова» и конфликта Миронова с Кремлем повышается вероятность трехпартийной Госдумы. В этом случае «Единая Россия» может получить и конституционное большинство, несмотря на падение рейтингов власти вообще и тандемократов в частности. Просто голосовать больше будет не за кого, а явка будет относительно невысокой. Популярности российским властям и российскому парламентаризму это не прибавит, но логика политического момента сильнее соображений стратегического порядка. Если бы было наоборот — Прохорова бы стерпели во главе не вполне лояльного «Правого дела».