Чем чревато уважение США к странам Южного Кавказа?

На прошлой неделе в Вашингтоне в Центре стратегических международных исследований (CSIS) прошла конференция, посвященная 20-летию независимости государств Южного Кавказа. Ее участники в очередной раз сделали пристрастный вывод о том, что Россия не должна иметь прав на «сферу привилегированных интересов» в этом регионе. Такие права, признало «высокое собрание», могут быть только у США, для которых Южный Кавказ имеет важное стратегическое значение.

Директор по России, Украине и Евразии министерства обороны США госпожа Дженнифер Уолш обосновала этот вывод тем, что бывшие закавказские республики СССР географически располагаются рядом с Ираном и некими странами, которые, по мнению Уолш, являются возможными поставщиками возможным террористам возможно имеющегося в руках злодеев оружия массового уничтожения (выделено мною — О.С.).

Важен Южный Кавказ для Соединенных Штатов и тем, что он в немалой степени обеспечивает поддержание военной авантюры НАТО в Афганистане. Ну, и по стародавней легенде — традиции, американцы, конечно же, упомянули и о том, насколько они заинтересованы в развитии на этих далеких от США территориях демократии. Словом, обычный набор лжи и дезинформации, используемой Вашингтоном для, как всегда, хлипкой мотивации своих захватнических устремлений.

Достаточно вспомнить, какую брехню о наличии в Ираке химического оружия распространял по миру официальный Вашингтон, перед тем как осуществить вооруженное вторжение на эти земли. Удивляет, что американский Белый дом уполномочивает делать громкие заявления чиновникам мелкого масштаба из Пентагона.

Кто такая эта Дженнифер Уолш для того, чтобы вещать на весь мир о том, что «Мы не согласны с позицией России на Южном Кавказе!»?! Это все равно, что руководитель какого-либо среднего звена Минобороны РФ начнет изрекать претензии в адрес главы иностранного государства. Президент Обама и Госсекретарь Клинтон молчат, а их пентагоновские шавки захлебываются в ожесточенном лае на нашу страну, чередуя свое тявканье с очередными одобрительными виляниями хвостами вокруг нужных Соединенным Штатам «выборов».

Та же Уолш (от имени США?) приветствует «стремление Грузии вступить в НАТО», заявляет о том, что ее страна «уважает выбор Азербайджана сотрудничать с НАТО». Как же американским воякам не приветствовать и не уважать, якобы, выбор этих государств, если такой выбор в дальнейшем приведет к сценарию, по которому развивались события на Ближнем Востоке?!

Понимают опасность подобного печального геополитического сюжета не только в России, но и в самих странах Южного Кавказа. Так, политолог из Баку Зардушт Ализаде уверен, что «…После зачистки Ближнего Востока и ликвидации режимов в Сирии и Иране, США приступят к переустройству территории бывшего СССР, пытаясь заменить существующие там режимы на полностью подконтрольные. В этом плане — под угрозой находятся режимы на Южном Кавказе и в некоторых странах Центральной Азии, не исключено даже и сама Россия».

Думаю, полностью можно согласиться с мнением З. Ализаде о том, что нынешние главы Грузии и Азербайджана глубоко заблуждаются в своих надеждах на плодотворное для их стран сотрудничество с США. Он подчеркивает: «….Если американцы сдали Мубарака, Салеха и Бин Али, которые на протяжении десятилетий верой и правдой служили американским интересам в регионе, то им ничего не стоит сдать и грузинского президента…. Азербайджанский президент, объявляя об открытии новых нефтяных и газовых месторождений, думает, что может купить себе расположение Запада. Но он тоже ошибается, потому что события на Ближнем Востоке показали, что США и Европа ради своих геополитических планов могут отодвинуть на задний план даже свои энергетические интересы».

В том, что Пентагон уже давно готовится к захвату Ирана, лично у меня сомнений почти нет. Недаром же глава этого военного ведомства Леон Панетта недавно заявил, что «революция в Иране — это вопрос времени…». А о том, как Америка инициирует под предлогом «обеспечения безопасности США» такого рода «революции», мир знает прекрасно. Полагаю, не просто так на вышеупомянутой мною конференции некий американский полковник Джон Чики, представляющий Университет национальной обороны Соединенных Штатов, подчеркнул весьма важный момент. Он сказал, что «Сотрудничество США с тремя странами Южного Кавказа в области безопасности рассматривается сегодня как геостратегический стержень, связывающий Европу, Анатолию и Ближний Восток с Центральной Азией и Афганистаном…».

Понятно, что Азербайджан в этом выгодном для Америки сотрудничестве является ключевым звеном, так как обладает и энергоресурсами, и возможностями их транзита. Поэтому вполне обосновано беспокойство России по поводу намерений Европейского Союза (ЕС) вступить в переговорный процесс с Туркменией и Азербайджаном относительно монтажа Транскаспийского газопровода. Да и вообще, причем в данном случае ЕС, если к богатым углеводородами берегам Каспия не выходит ни одна страна, входящая в послушный американцам Европейский Союз?!

Само собой, что США безоговорочно поддержали проект этого газопровода, «не заметив» геополитического «слона» — договора между прикаспийскими государствами о том, что вопросы правового статуса Каспия будут решаться только в пятистороннем формате (РФ, Иран, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан). В то же время, следует признать, что на вашингтонской конференции «20 лет независимости Южного Кавказа: достижения и вызовы» звучали и политически взвешенные голоса.

Например, директор Центра по изучению Евразии, России и Восточной Европы Джорджтаунского университета Анджела Стент настаивает на том, что «Южный Кавказ — важная стратегическая зона для РФ, США, Европы.., Турции и Ирана», но «…США могут приходить и уходить, однако Россия там будет всегда. Это реальность и нам надо с ней считаться, когда мы обсуждаем будущее региона».

…Российская Федерация сейчас находится не в самых лучших геополитических условиях, которые были ей буквально продиктованы, навязаны в начале прошлого века и нашими доморощенными «реформаторами», и их заокеанскими покровителями. Столкнувшись 11 лет назад с необходимостью проведения в государстве реальных экономических и политических реформ, Кремль буром пошел на создание сильной исполнительной власти. Что из этого получилось, то мы сейчас и имеем. При этом руководители страны, видимо, «подзабыли», что параллельно надо и с коррупцией бороться внутри страны, и укреплять политические механизмы, которые позволят России уверенно действовать на международной арене, в частности на просторах СНГ. Сегодня самое время об этом вспомнить. Потому что завтра США могут элементарно выбить РФ с Южного Кавказа, и тем самым поставят нашу страну перед лицом национальной катастрофы.