Станет ли Белоруссия «провальным государством»?

Новой власти придется не только решать вопросы, связанные с консолидацией демократии, но и отвечать на острые социальные вызовы.

Когда экономический аналитик Елена Ракова писала в 2007 году, что Беларусь может ожидать «молдавизация» (массовой утечки как квалифицированной, так и неквалифицированной рабочей силы в соседние страны), на фоне тогдашней, достаточно стабильной ситуации это казалось чем-то маловероятным. Всё же, несмотря на все политические и экономические проблемы, у Беларуси оставалось достаточно большое пространство для проведения реформ и исправления экономических дисбалансов. К сожалению, то, о чем в 2007 году говорили с опаской и скорее для предостережения, сегодня может стать горькой реальностью.

На пути к «молдавизации»

За последние месяцы произошло массовое обеднение беларусского населения в результате резкого снижения курса беларусского рубля. Только за май 2011 года в результате девальвации рубль обесценился на 56% и продолжил свое падение летом. Александр Лукашенко недавно заявил, что с середины сентября в Беларуси планируется определять курс рубля на основе спроса и предложения на рынке. Официальный равновесный курс рубля после открытия дополнительной сессии на беларусской валютной бирже установился в районе отметки 8000–8500 беларусских рублей за доллар. Это значит, что беларусские зарплаты в долларовом эквиваленте опустились еще на 60–70%. Хотя будет неправильным считать, что это вызовет последствия, полностью аналогичные девальвации: в ценах на многие продукты и услуги уже заложен тот курс, по которому предприятия приобретали валюту на черном рынке, а также их рисковые ожидания.

Тем не менее, экономическая ситуация в стране остается довольно сложной: существуют и перебои с поставками некоторых продуктов, и проблемы с приобретением импортных товаров и комплектующих, и уже оговоренное выше снижение реального уровня благосостояния населения. Этот уровень в настоящее время приблизился к уровню Молдовы. В сочетании с авторитарной политической реальностью, которая значительно затрудняет возможности для самореализации, у немалого количества работоспособного населения возникают мысли об эмиграции. Это касается как рабочих специальностей (люди с подобной квалификацией чаще едут в Россию и Украину), так и высококвалифицированных специалистов (ученых, экономистов, юристов, работников банковской сферы), которые находят свои возможности в крупных российских, украинских, европейских и американских мегаполисах.

Беларусь – страна «проигравшего социализма»?

Интересен тот факт, что несмотря на политическую изоляцию Беларусь продолжает включаться в региональный экономический контекст: как путем участия в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, так и пытаясь налаживать сотрудничество с восточными странами ЕС. Здесь можно вспомнить и достаточно благоприятные отношения беларусского правительства с Литовской Республикой, и недавние переговоры министра иностранных дел Болгарии Николая Младенова и Александра Лукашенко в Минске.

Более того, широко известно, что Беларусь сильно зависима от России. А она сегодня становится не только локомотивом евразийской интеграции, но также стремится и к сближению с западными странами. Премьер-министр РФ Владимир Путин в марте-апреле 2011 года призывал США и Евросоюз ввести безвизовый режим для российских граждан, и уже в июне нынешнего года глава департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Владимир Воронков сообщил, что Евросоюз готов выдавать россиянам шенгенские визы на срок до 5 лет. Россия также намеревается вступить и в ВТО, хотя этот процесс протекает не так быстро, что обусловлено желанием добиться наиболее выгодных условий при вступлении.

Выходит, что беларусская модель социального государства оказалась не такой жизнеспособной, как долгие годы заявляли чиновники. Ее ресурсы слишком скудны для того, чтобы поддерживать автономное существование, которое разительно отличалось бы от всех соседей. И поэтому Беларусь сейчас – как страна «проигравшего социализма» – вынуждена считаться с политикой и идеологией соседних государств, перенимать определенные модели и риторику. Например, о либерализации, о модернизации, о научно-техническом потенциале. Хотя, казалось бы, что значат эти слова в консервативно-охранительной модели Лукашенко? Пустой звук. Тем не менее, они декларируются, а значит, на символическом уровне власть уже меняется.

Какими вопросами нужно задаваться сегодня в первую очередь?

Существующая беларусская государственная идентичность под воздействием внешних факторов вынужденно и стремительно разрушается. Втягивание в региональный и глобальный контекст ставит перед беларусской нацией новые вопросы. Например, кто мы, если сравнивать с соседями? Чем мы отличаемся и что можем дать миру? В чем наши недостатки и в чем преимущества? Вполне возможно, что в скором времени главным вопросом для Беларуси будет не демократичность или авторитарность политического режима, а выживет ли Беларусь как государство вообще или станет нежизнеспособным государственным образованием с суверенными границами.

Намного более важными станут тогда вопросы, как предотвратить массовую эмиграцию, как сделать экономику конкурентоспособной и произвести социально-экономическую модернизацию, как мобилизовать потенциал беларусской диаспоры и какой должна быть специализация Беларуси на глобальном рынке? Нужно стремиться к тому, чтобы эти вопросы занимали умы не меньше, чем выкладывание аббревиатуры ШОС из палок колбасы.

Кстати, в СССР колбаса стала синонимом понятия «безопасность», как о ней высказался автор Декларации независимости США Томас Джефферсон: «Тот, кто отдает свою свободу за безопасность, не получает ни того, ни другого». И кажется, что в нынешней Беларуси, к большому сожалению, происходит именно так. Пенсионеры, малообеспеченные слои населения и другие граждане, заключившие с Лукашенко социальный контракт в 1994 году, по большому счету пришли к тому же, с чего и начинали: нарастающие проблемы в экономике, выплата заработной платы продуктами и товарами, остановка предприятий, резкое снижение уровня благосостояния. Резонно задуматься: а стоила ли игра свеч? Ради укрепления «социальной модели» беларусского государства пострадали и эмигрировали десятки тысяч людей (впрочем, не меньшее количество получило и свои выгоды), а в итоге всё вернулось на круги своя. Беларусь вновь стоит на пороге крупных социальных, экономических и политических реформ. И сегодня они кажутся неизбежными.

Новой власти придется не только решать вопросы, связанные с консолидацией демократии, но и отвечать на острые социальные вызовы. Сможет ли она ответить на них, не прибегая к авторитарным методам? Это является очень интересным предметом для обсуждения. Стоит надеяться, что у беларусского государства появятся новая идентичность и стратегия развития, которые смогут преодолеть существующие проблемы и быть устойчивыми перед лицом вероятной второй волны глобального экономического кризиса. И нам всем стоит очень хорошо подумать над тем, чем Беларусь может быть интересна миру помимо своей главной достопримечательности – авторитарного президента Александра Лукашенко.