Тимоти Хэритедж: олигархи не должны вступать в политику

Тимоти Хэритедж (Timothy Heritage) Внезапная политическая смерть миллиардера Михаила Прохорова, к которой привела его вражда с Кремлем, стала предупреждением, что политика и бизнес в России до сих пор плохо уживаются.

В результате этого события провалились надежды на то, что происшедший выход в июне на политическую арену магната металлургии во главе небольшой партии, «Правое дело», явился провозвестником расширения свобод в российской политической жизни; ныне под вопросом оказывается и будущее Прохорова в деловой жизни.

«Это его основная ошибка — то, что он вступил в политику. Олигархи не должны этого делать», — заявил Дмитрий Рогозин, российский представитель в НАТО, в интервью газете «Коммерсант».

Прохоров, сделавший состояние на цветных металлах, владелец американской баскетбольной команды Нью-Джерси Нетс (New Jersey Nets), оставил пост руководителя партии «Правое дело» в четверг, после партийного раскола, в котором он обвинил закулисные маневры Кремля.

Некоторые политические аналитики полагают, что, хотя его появление в политике три месяца назад и произошло, вероятно, с благословения Кремля, однако он обнаружил слишком большие амбиции, которые вышли за пределы отведенной ему роли.

В течение двух сроков своего пребывания на посту президента, с 2000 по 2008 год, Владимир Путин значительно ослабил политическое влияние, которое приобрели в девяностые годы, при президенте Борисе Ельцине, крупные бизнесмены, так называемые олигархи, и велел им держаться подальше от политики.

«В нашей стране неважно, сколько у тебя денег. Ты можешь иметь сто миллиардов (долларов), это не спасет от произвола властей, если они сочтут тебя неудобным», — считает Антон Орех, комментатор радио «Эхо Москвы».

Он проводит параллели нынешней ситуации с судьбой бывшего нефтяного магната Михаила Ходорковского, арестованного в 2003 году после открытого заявления о своих политических амбициях. Деловая империя Ходорковского была разрушена Кремлем и распродана по частям, а сам он до сих пор томится за решеткой.

«Он (Прохоров) оказался слишком неопытным в этой интриге, слишком простым и даже наивным… Решил, что станет исключением из правил. Но правила нашей политической игры не предусматривают исключений», — продолжает Орех.

«Они никому не позволят стать исключением. Ходорковский в свое время этого не понял. Теперь это никак не поймет Прохоров — и сохрани его Бог от повторения судьбы Ходорковского».

ССОРА С КРЕМЛЕМ

Мало кто среди политиков сомневается в том, что Прохоров, по оценкам журнала Форбс, третий в списке богатейших людей России, чье состояние оценивается в 18 миллиардов долларов, вошел в политическую жизнь с молчаливого одобрения президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина.

Прохорову отводилась в значительней мере роль предохранительного клапана, предназначенного утихомирить критиков и продемонстрировать на парламентских выборах 4 декабря, что самая большая в мире страна, крупнейший производитель нефти, отошла от так называемой управляемой демократии и привлекает голоса более радикальных партий.

Как олигарх, он непопулярен среди большинства россиян, ничего не получивших в результате перехода к капитализму после развала Советского Союза, и едва ли мог рассчитывать на поддержку широких масс населения. Однако он сразу же впал в немилость после того, как заявил о своем стремлении занять пост премьер-министра или даже президента.

Манифест партии «Правое дело» обвиняет президентскую власть в том, что она превратилась во всемогущую монархию, и Прохоров требует ограничить число мест, которое партия — любая — может занимать в парламенте. Рискованное замечание, если учесть, что «Единая Россия» Путина имеет ныне большинство в две трети и является единственной партией, способной обеспечить себе такую поддержку.

46-летний Прохоров выступил с обвинением в адрес Владислава Суркова, главного политического стратега Кремля, назвав его кукловодом, который делает невозможной настоящую политическую жизнь в России.

«Его ошибка была в том, что он ввязался в кремлевский проект и полагал, что ему позволят остаться независимым, — заявил «Коммерсанту» Сергей Митрохин, лидер либеральной партии «Яблоко».

«Сурков не пошел бы на подобный скандал вопреки желаниям руководства».

Прохорову есть что терять, если его деловая империя пострадает. Ему принадлежит 17% акций компании «РУСАЛ», крупнейшего в мире производителя алюминия, и 30% акций главного золотодобытчика России, ОАО «Полюс Золото».

Многие политические аналитики и комментаторы заявляют, что Прохорова вряд ли накажут столь же сурово, как Ходорковского; однако надежд на то, что Кремль ослабит свой контроль на политической сцене, поубавилось.

«Прохоров зашел слишком далеко, и Кремль приструнил его. Любой, кто мог решить, что правила поменялись, должен еще раз задуматься», — заявил российский чиновник, не позволивший называть свое имя.