Чье дело правое: почему М.Прохоров покинул «Правое дело»

Самое громкое политическое событие недели — смещение с поста председателя партии «Правое дело» Михаила Прохорова. Таким образом, искусственно возрожденная им партия, по опросам набиравшая 1% голосов избирателей, села в очередную лужу.

В политике в России история «Правого дела», СПС и Демвыбора была всегда грустной и какой-то страшно далекой от народа — может быть, поэтому в последнее время правые никак не могли преодолеть даже пятипроцентный барьер и попасть в парламент. И это притом что спрос на правые экономические идеи есть, а самым главным либералом в России, как известно из истории, остается как раз правительство. То ли правых так мало, что количество никак не переходит в качество, то ли их лидеры не могут нащупать верный тон общения с электоратом, относясь к избирателям как к непонятливым голодранцам, которых надо научить как разбогатеть. Страдают в результате все: и политика, и бизнес.

Неудачи, преследующие «правых», в последний раз проходивших в Госдуму в далеком уже 99 году, не прекращаются. Причем, повторяясь снова и снова в разных вариациях. Когда в 2003-м «правые» проиграли из-за разногласий и выяснения того, кто же возглавит «правое движение» в России, все говорили , что это досадная оплошность и возрождение произойдет через четыре года, на следующих выборах, в 2007.

Возрождения не произошло. За «правых» тогда проголосовало еще меньше избирателей. И вот, наконец, летом 2011, все заговорили о ренессансе «правого» движения в России. Лидером «правых» стал миллиардер, как казалось тогда, с либеральными взглядами — Михаил Прохоров, пообещавший партии места в Думе. Но снова ничего не получилось.

Члены партии «Правое дело» на съезде подавляющим числом голосов (73 из 75 делегатов) проголосовали за смещение избранного ими же всего несколько недель назад председателя Прохорова.

«Мы переориентируем наши избирательные подходы не на моно некоего спикера, на Прохорова Михаила Дмитриевича, а просто как можно больше региональных наших лиц будем вытаскивать в качестве наших агитаторов, чтобы они больше принимали участие в агитационной работе», — заявил исполняющий обязанности председателя «Правого дела» Андрей Дунаев.

В то же самое время сам Михаил Прохоров, официально уже смещенный с должности, критиковал это решение на параллельной встрече. В другом зале. И уже со своими сторонниками.

«Уважаемые участники высокого собрания. Позвольте мне именно так к вам обратиться, потому что к моему глубокому сожалению у нас сегодня не съезд. На вас давили. Но вы выстояли. Поэтому я горжусь тем, что вы находитесь здесь, в зале. И я благодарен тем, что вы настоящие люди. Спасибо вам за это», — сказал Михаил Прохоров.

После этого Прохоров заявил, что выходит из «Правого дела» и призвал к этому своих сторонников. Сторонников, судя по сообщениям из регионов, у него практически не оказалось. Из партии вышли единицы.

Суть внутрипартийного конфликта, в результате которого «Правое дело» решило идти на выборы без Михаила Прохорова, сводится к тому, что большинство членов партии не устраивал авторитарный стиль руководства председателя Прохорова. По их словам, он принципиально не общался с частью руководящего состава партии, изменил ее устав и присвоил себе право лично исключать из списков любого.

Последней же каплей конфликта стал скандал вокруг главы фонда «Город без наркотиков» из Екатеринбурга Евгения Ройзмана. По настоянию Прохорова и активном сопротивлении этому нескольких региональных отделений партии, Ройзмана все равно включили в предвыборный список «Правого дела».

«Есть негласное соглашение между политическими игроками в нашей стране, что люди с криминальным прошлым не должны попадать во власть. И все политические игроки стараются этого придерживаться, — сказал член партии «Правое дело» Андрей Богданов. — И мне хотелось, чтобы наша партия «Правое дело» из этого, так скажем, негласного соглашения не выходила».

Действительно, совсем недавно на встрече Президента лидеры всех семи зарегистрированных партий договорились не включать в партийные списки людей с судимостями.

«И это соглашение, это правило, эта аксиома строго соблюдается всеми без исключения российскими партиями. И когда лидер «Правого дела» предложил сомнительную кандидатуру с криминальным прошлым, естественно, это вызвало среди коллег, среди его единомышленников непонимание и протест. И завершился он тем, что лидер «Правого дела» потерял свои позиции», — говорит заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Воробьев.

У Евгения Ройзмана, которого Михаил Прохоров настойчиво, несмотря на протесты коллег, вносил в списки «Правого дела», судимость есть. Снятая. В 80-х он отсидел два года за кражу, мошенничество и ношение холодного оружия. В 2007-м из-за криминального прошлого он уже был исключен из предвыборных списков «Справедливой России». Многие средства массовой информации, в частности «Комсомольская правда», «Известия» писали о возможных связях Ройзмана с так называемой «уралмашевской» преступной группировкой из Екатеринбурга.

Последнее сам Ройзман, во всяком случае, в 90-х не скрывал. Цитата из статьи под названием «Лечилово» журнала «Коммерсант-Власть» за 99 год: «Такое тонкое у нас равновесие, что просто жуть,- делился со мной перед отъездом Женя Ройзман.- Я в нашем фонде представляю Уралмаш, Дюша — Синих, Варов — Центр. Очень хрупкий паритет. И все мы чисты друг перед другом».

«Но речь не только о Ройзмане, человеке, который неуравновешенный и сидел в тюрьме. И статьи мошенничество. Это чудовищно. О каком участии в выборах может идти речь?! Этих людей на пушечный выстрел подпускать не надо никуда. Он же сделал председателем своего исполкома Шейхудинова, на которого пять раз приходило из Следственного комитета представление о лишении депутатской неприкосновенности, в связи с тем, что он является фигурантом уголовного дела», — говорит лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

Владимир Жириновский знает, о чем говорит. Когда-то Рифат Шайхутдинов был членом фракции ЛДПР. Генпрокуратура намеревалась привлечь его к ответственности за умышленное банкротство Главного агентства воздушных сообщений. Но у Шайхутдинова была депутатская неприкосновенность.

Следует отметить, что говоря о некоторых единомышленниках Прохорова, российские политики проявили редкое единодушие.

«Команда в политике нужна. Нужна команда. Нужны люди, с которыми ты прошел долгий путь. Это не товарищи, не дружки. Не те, с кем принято ходить в баню или на что-нибудь эдакое. Это люди, которые объединяются с тобой по своим взглядам, по интересам. Политика требует очень ответственного отношения к себе. А просто так думать, что у вас есть миллиард и вы можете все — ничего не получится», — говорит член Политического комитета Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО» Григорий Явлинский.

Что именно всякий раз мешает правому движению, почему его в России все время лихорадит, и из-за чего никак не получается создать реальной сильной «правой» партии в стране — коллегам-политикам не понятно.

«Когда появился Михаил Прохоров — миллиардер, бизнесмен с большими деньгами, похоже, что многие в «Правом деле» потерли ручки: «Сейчас-то на нас просыплется золотой дождь» и с большим удовольствием дали ему кресло председателя, дали ему диктаторские полномочия, забыв о том, что все-таки партийное строительство и партия — это далеко не бизнес-проект, это совершенно другое дело», — говорит лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.

Хотя справедливости ради следует заметить, что часть идей высказанных именно «правыми», например, касающихся налогов и малого бизнеса, были реализованы властью. Недаром летом 2011-го Дмитрий Медведев на встрече с Михаилом Прохоровым подчеркнул, что поддерживает часть его предложений по той же децентрализации власти и ждет идей новых. И это далеко не единичный случай диалога с «правыми силами». Еще в 99, перед последней удачной попыткой «правых» пройти в Госдуму, их лидер в то время Сергей Кириенко пришел тогда к премьеру Путину с увесистой книгой предложений от партии и лозунгом: «Путина — в президенты, Кириенко — в Думу».

«Что отличало всегда правых? Правых отличал индивидуализм. «Дайте все нам, мы сильные, здоровые» Что касается Прохорова, перед ним были предшественники — Кириенко, Хакамада, Чубайс и прочие. Они провалились на выборах. Есть в лучшем случае 1% у «правых». Прохоров думал, что со своими миллионами, миллиардами справится с этой задачей. Попытался. В том числе, свои слопали. Поэтому ничего нового тут нет», — сказал председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов.

«Выбери себе будущее. Союз правых сил» — это рекламный предвыборный ролик в 2003 так и не попавшего в Думу «Союза правых сил». Избиратели, действительно, не поддержали на тех выборах ни партийный слоган, ни лидеров СПС, произносивших его из обитого дорогой белой кожей салона ВИП-самолета с огромной надписью «Россия» на фюзеляже. Анатолий Чубайс, один из лидеров СПС того времени, на утро после голосования, которое не принесло партии даже четырех процентов голосов, выглядел растерянным: «Нам нужно переосмысливать всю стратегию демократических сил России. Масштаб задач. Я даже не говорю о «Союзе правых сил». Я говорю о демократических силах».

Через четыре года после этого ситуация с правым движением стала еще хуже. В 2007, не набрав даже одного процента, «правые» снова не смогли попасть в Думу. Часть лидеров, в том числе и герой предвыборного ролика 2003 года Борис Немцов, примкнули к маргинальной оппозиции.

Когда миллиардер Михаил Прохоров летом этого года неожиданно заявил о своем желании возглавить «Правое дело» в России, он первым делом попытался от «правых» маргиналов откреститься: «Я предлагаю исключить слово «оппозиция» из нашего лексикона, потому что для наших граждан слово «оппозиция» уже давно ассоциируется уже даже не с политическими партиями, а с какими-то маргинальными группами, которые давно потеряли связь с реальностью. Партия, которая ставит во главу угла достоинство человека и вообще самого человека, не может быть маргинальной».

В созданном Прохоровым штабе стали набрасывать манифест «Правого дела». Сначала появился его первый вариант, затем второй, в котором было уже больше не «правых», а «левых», да к тому же декларативных идей: «Работу — трудоспособным. Заботу — детям. Льготы — пенсионерам. Тюрьмы — коррупционерам».

Начатая Прохоровым предвыборная кампания, когда на улицах появились плакаты с его лицом и словами «Сила в правде. Кто прав, тот и сильнее», строилась на популизме и была также далека от «правых» идей, как настоящая цитата из фильма «Брат-2».

Недаром кто-то из шутников вывесил в Москве плакат с полной версией того, что Данила, которого сыграл в фильме Сергей Бодров, говорит бизнесмену: «В чем сила? Разве в деньгах? У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, сила в правде. Кто прав, тот и сильнее. Вот ты обманул кого-то, денег нажил, и чего — ты сильней стал? Нет, не стал! Потому что правды за тобой нету! А тот, кого обманул, за ним правда!».

Обильно расставленные плакаты по всем более или менее широким улицам Москвы с цитатами и лицом самого Михаила Прохорова, тем не менее, на потенциальных избирателей практически не подействовали. Опросы показали, что в массе своей народ за Прохоровым, как и когда-то за Чубайсом, Немцовым, Хакамадой, идти не захотел. По данным ВЦИОМ, за время, когда «Правым делом» занялся Михаил Прохоров, рейтинг партии так ни разу и не перешагнул рубеж в 2 процента.

Казалось бы, почему эта история с маленькой партией вызвала столько шума? Есть как минимум два важных для новейшей России вывода. Первое — политика и бизнес в нашей стране это совсем разные вещи. И Михаил Прохоров, успешно управлявший доставшемся ему во времена залоговых аукционов «Норильским никелем» и ставший на этом миллиардером, когда вызвался возглавить полузабытую политическую партию, стал действовать в ней как авторитарный бизнес-руководитель. Но политическая партия, даже такая как «Правое дело», — это не комбинат «Норильский никель».

И второе — на протяжении последних лет деньги и богатство стали для многих верным признаком ума и таланта. Это, кстати, всегда было частью идеологии российских правых и либералов вообще — если ты такой умный, то почему такой бедный? На примере скандала в «Правом деле» очевидно, что и этот штамп в нашей стране не работает — если ты такой богатый, то что же такая глупость произошла с твоей партией.