США и Россия отрицают возможность конфликта

Вашингтон и Москва считают маловероятной военную конфронтацию между странами арктического региона в борьбе за энергоресурсы, однако говорят о необходимости более плотного обмена информацией.

«Разработка нефтегазовых ресурсов в Арктике не приведет к каким-либо военным конфронтациям», — заверила старший сотрудник по вопросам Арктики Бюро по океанам Госдепартамента США Джули Гурлей в ходе видеомоста с участием российских и американских экспертов, приуроченного к 15-летию создания Арктического совета.

Гурлей пояснила, что основные запасы углеводородов в Арктике, по имеющимся данным, расположены в пределах суверенных зон стран региона, так что предмета для спора, по ее словам, нет.

При этом американские специалисты заявили, что между странами арктического региона по-прежнему существует ряд «спорных вопросов», касающихся, в том числе, обмена информацией и доступа специалистов на арктические шельфы.

«Если говорить об американской позиции, то одной из ключевых задач является улучшение сотрудничества с точки зрения доступа ученых из США на российские территории с целью проведения исследований. На данный момент ситуация сложнее, чем мы бы хотели ее видеть. Мы бы хотели знать, что необходимо сделать для этого с нашей стороны», — сказал генеральный директор Арктической исследовательской комиссии США Джон Фаррелл.

22-23 сентября в Архангельске под эгидой Русского географического общества пройдет второй международный арктический форум «Арктика — территория диалога».

Выступая на прошлогоднем форуме, Нажать российский премьер Владимир Путин заявил, что у мира нет оснований опасаться силового противостояния различных стран из-за природных ресурсов Арктики.

Льды тают, границы обнажаются

Посол по особым поручениям российского МИД Антон Васильев, представляющий Россию в Арктическом совете, в ходе видеомоста также выразил удовлетворение состоянием сотрудничества в Арктике.

«Мы не видим причин, которые были бы чреваты какими-либо конфликтами, не видим вопросов, требующих военного решения в Арктике и присутствия там военно-политических блоков. С другой стороны, мы видим, что по целому ряду объективных причин все государства Арктики уделяют больше внимания присутствию соответствующих сил и средств в регионе. К примеру, у России 20 тысяч километров границы на севере, которая раньше была прикрыта льдами. Теперь эти льды тают и, конечно, нам надо беспокоиться о своей безопасности», — подчеркнул Васильев.

Представитель России в Арктическом совете Антон Васильев подчеркивает коммерческую важность Арктики

Российский дипломат выразил мнение, что такие меры должны быть оправданны.

Ранее заместитель министра обороны России генерал Дмитрий Булгаков заявил, что в ноябре будет принято решение о местах дислокации и оснащении арктических бригад.

При формировании бригад, по словам Булгакова, был взят на вооружение опыт Финляндии, Норвегии, США и Канады. Техника, которой будут оснащены бригады, будет способна проходить по глубокому снегу и работать при температурах минус 50 градусов и ниже.

Между тем в четверг после совместных переговоров в Москве главы генштабов армий Канады и России также заявили, что выступают против милитаризации арктической зоны.

Куда ведет Севморпуть?

В Арктике сосредоточено до четверти мировых запасов нефти и газа, и ситуация в регионе, по словам Антона Васильева, меняется очень быстро с учетом трех ключевых факторов.

«Первый фактор — общеполитический, закончилась эпоха холодной войны. Второй фактор — развитие технологий, которые появляются почти каждый день. И третье — конечно, изменение климата. Арктический совет очень хорошо показал себя с точки зрения гибкости в плане реагирования на новые проблемы и на новые возможности», — сказал российский дипломат.

«Вопрос политических расхождений затрагивает все арктические государства, однако они ведут здоровый диалог между собой, благодаря чему их суверенитет и безопасность не могут подвергаться сомнению»

Дэвид Монсма, исполнительный директор программы Аспенского института

Потепление климата и таяние льдов открывают доступ к богатейшим природным ресурсам Арктики, делают реальностью навигацию в арктических водах, однако достаточно ли у России ресурсов, чтобы сделать Северный морской путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком — международной транспортной артерией?

Член президиума Русского географического общества Сергей Добролюбов отметил, что за последние 20 лет грузооборот Севморпути упал примерно в три раза.

«Для того, чтобы возродить Северный морской путь, нужно достаточно серьезное финансирование. Причем это не только ледокольный флот, но и гидрографическое обустройство портов по всему пути, в том числе в устьях рек, и развитие гидрометеорологического предотвращения опасных природных ситуаций», — считает Добролюбов.

Судьба Севморпути в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов. В качестве потенциальных клиентов пути могут оказаться собственники Штокмановского месторождения с запасами свыше 3 трлн кубометров газа.

В 2012 году Россия ожидает увеличения грузооборота по Северному морскому пути до 5 млн тонн, заявил 8 августа в интервью «Российской газете» секретарь Совета безопасности Николай Патрушев.

«Интересы коммерческого рассчета»

Президент российской Академии технологических наук Борис Никитин говорит о важности сотрудничества с зарубежными компаниями в Арктике.

«Мы сейчас ведем подготовку к разработке крупнейшего в Арктике месторождения — Штокмановского газоконденсатного месторождения, запасы которого раза в три превышают запасы норвежского Тролла. Это позволит в корне изменить условия добычи газа, его количества, в условиях Арктики», — говорит Никитин.

На восемь государств-членов Арктического совета приходится уже в три раза больше наблюдателей, а в очереди, по словам российского представителя в Совете Васильева, стоят еще восемь, «интерес во всем мире к региону очевиден».

«Сотрудничество в освоении нефтегазовых месторождений акватории Северного Ледовитого океана будет развиваться из соображений интересов коммерческого расчета. Если кому-то хочется больше информации, мы готовы, но разумеется так, чтобы это не противоречило национальным интересам России», — подчеркнул посол по особым поручениям МИД.

Другой участник видеомоста, исполнительный директор программы Аспенского института по энергетике и охране окружающей среды Дэвид Монсма, подчеркивает важность роли ученых в дискуссси по Арктике.

«Вопрос политических расхождений затрагивает все арктические государства, однако они ведут здоровый диалог между собой, благодаря чему их суверенитет и безопасность не могут подвергаться сомнению. Очень многое зависит от позиции гражданского общества этих стран, бизнесменов, экологов и других людей, от которых зависит будущее арктического региона», — полагает Монсма.