Сирия – перспективы развития ситуации

Вслед за событиями в Тунисе, Ливии и Египте, в начале марта 2011 года начались выступления оппозиции в Сирии с требованиями отстранения от власти президента страны Башара Асада.

Под давлением оппозиции и стран Запада Б.Асад 29 марта отправил в отставку правительство Сирии, однако это не позволило стабилизировать ситуацию, в стране возобновились массовые акции протеста, которые подавляются правительственными войсками и полицией крайне жесткими методами. Так, за период с марта по сентябрь в Сирии было убито более 2 тыс. демонстрантов (только в т.н. «красную пятницу» 22 апреля погибло около 100 человек).

В результате жестких действий правительства, отмены чрезвычайного положения (действовало на протяжении 50 лет), а также обещаний Б.Асада провести парламентские выборы до конца 2011 года и принятие указа о разрешении действий оппозиционных партий, к концу августа в Сирии протестный потенциал оппозиции заметно снизился.

Однако после свержения ливийского лидера М.Каддафи страны Западной Европы и США активизировались на сирийском направлении. Так, 18 августа США призвали Б.Асада уйти в отставку и ввели экономические санкции в отношении Сирии (в частности был наложен запрет на импорт сирийской нефти). Следующим этапом стало введение 2 сентября аналогичных санкций стран Евросоюза. Необходимо отметить, что в настоящее время ЕС является основным импортером ливийской нефти (более 100 млн. баррелей в день, или 95 % всего экспорта нефти Сирии).

Согласно официальным заявлениям США и стран ЕС, введение эмбарго является средством оказания давления на режим Б.Асада и должно способствовать прекращению силовых акций вооруженных сил и полиции Сирии в отношении оппозиции. Однако эффективность от данных мер может быть минимальна, так как Сирия способна в краткие сроки переориентироваться в поставках нефти со стран ЕС на Россию или Китай, которые не поддержали введение эмбарго.

Следует также отметить, что еще 10 мая Евросоюз принял ряд санкций, предусматривающих запрет на поставки в Сирии различного вооружения и военной техники, а также продукции двойного назначения, которые могут быть использованы для разгона демонстраций. В этой ситуации примечательным фактом является то, что «Рособоронэкспорт» продолжает военно-техническое сотрудничество с Сирией и поставляет ей вооружение. Общая сумма заключенных контрактов между Сирией и Россией оценивается более чем в 4 млрд. долларов. Следует также учитывать, что единственная российская военно-морская база в бассейне Средиземного моря находится именно в Сирии в г.Тартуса.

Вероятно, именно данными обстоятельствами объясняется позиция Д.Медведева, который 8 сентября в своем интервью телеканалу Euronews заявил, что РФ готова выступить за принятие резолюции Совета Безопасности ООН по Сирии только в том случае, если в ней будет сделан призыв к оппозиции. Он также отметил, что в ряде случаев действия оппозиционных сил можно расценивать как терроризм. Таким образом, можно сказать о том, что Россия выступает против развития ситуации в Сирии по ливийскому сценарию.

Однако политика США и Евросоюза, которую они проводят в настоящее время в отношении Сирии, свидетельствует о том, что, скорее всего, будут проводиться мероприятия по смещению Б.Асада, при этом не исключается вероятность проведения силовой акции.

Данное развитие ситуации объясняется, в первую очередь, стремлением США и стран ЕС установить свой контроль над крупным месторождением нефти «Левиафан», расположенного в восточной части Средиземного моря. По предварительным оценкам запасы «Левиафана» составляют около 453 млрд. куб. м газа и 54-174 млрд. баррелей нефти. Для сравнения стоит отметить, что запасы нефти Саудовской Аравии составляют 250 млрд. баррелей, Венесуэлы – 275, а России – 78. В случае успешной реализации намеченных планов странами Евросоюза, установление контроля над данными запасами нефти и газа, может позволить разрешить проблему энергетической безопасности Европы на долгосрочную перспективу. Это, в свою очередь, позволит сохранить ЕС позиции на мировой арене в качестве ведущего игрока и при этом не зависеть от политики США, а также от РФ в сфере поставок энергоресурсов.

В США в данном случае проводят политику по недопущению увеличения влияния Евросоюза в регионе Ближний Восток и мире в целом. Данный факт подтверждается тем, что США устранились от командования операцией НАТО в Ливии, вероятно, с целью оценки потенциала ЕС по ликвидации региональных конфликтов, а также с целью выявления стремлений и планов ЕС по установлению своего контроля в Ближнем Востоке. Вероятно, также, что именно США стоят за организацией смены власти в странах Ближнего Востока и Северной Африке, основной целью политики которых является установление собственного влияния в данном регионе и захват значительных природных ресурсов.

В сложившейся ситуации также следует рассмотреть позиции ведущих игроков в данном регионе, в частности Турции и Ирана. Так, Турция в настоящее время заинтересована в изменении действующей власти в Сирии и готова проводить практически любые мероприятия для достижения данной цели. Данное обстоятельство объясняется стремлением Турции закрепить за собой лидирующие позиции в регионе. Однако в одиночку Турция не готова и не стремиться проводить боевые действия против Сирии.

Тем не менее, Турция, на фоне эскалации конфликта в Сирии, уже объявила о проведении мобилизации вооруженных сил, при этом премьер-министр Т.Эрдоган заявил, что данное мероприятие проводится по согласованию с США. Это подтверждается и тем, что контактная группа по Ливии в конце августа собиралась именно в Стамбуле, а через несколько дней состоялась встреча Х.Клинтон с Т.Эрдоганом для выработки решения по Сирии.

В настоящее время проведению силовой акции НАТО в отношении Сирии активно препятствует Иран, который является традиционным союзником Сирии и обладает одной из сильнейших армий региона. Поэтому с целью обезопасить себя от ведения войны с Ираном руководство США в ближайшее время, вероятно, будет проводить политику по изоляции Ирана в разрешении сирийской проблемы, а только потом приступит к активным действиям по смещению Б.Асада.

Возможно также, что без получения согласия России или ее добровольного отстранения от решений сирийской проблемы, на проведение вооруженной акции США и ЕС не решаться, так как это может привести к похолоданию отношений с РФ.

Следует также отметить, что в случае успешного свержения президента Сирии, высока вероятность того, что следующей целью США станет именно Иран.