Регионы: придётся обойтись без «национальности»

Распад России можно предотвратить, лишь введя терминологический порядок в национальную и этнокультурную политику российского государства.

Многочисленные просветительские и политические посевы Евразийского Союза Молодежи по внедрению в сознание академической и политической элиты России внятного понимания этносоциологических процессов, похоже, дали первые всходы. Еще в конце августа в российском правительстве заговорили о скором принятии законопроекта, согласно которому термин «национальный» будет употребляться исключительно в сфере межнациональных, то есть межгосударственных отношений — отсюда «межнациональные» конфликты впредь будут называть исключительно «межэтническими». На данный момент известно, что указанные изменения планируется внести в текст полутора десятков действующих законов, в частности, в закон об общественных объединениях, о некоммерческих организациях, о политических партиях и об экстремизме.

«Именно Кавказ со всей очевидностью стоит триггером развала России — этот козырь конфликтности на юге России, в первую очередь, на Северном Кавказе, будет разыгран в рамках сценариев грядущих выборов».

Почти ровно год назад, когда в МГУ профессором Александром Дугиным был прочитан курс этносоциологии, от должности президента республики отказался (опять же, точно следуя обозначенной в одноименной книге методологии) теперь уже бывший президент Чечни Рамзан Кадыров. По его мнению, президент в государстве Российская Федерация может быть только один, а главы республик должны называться как-то иначе.

Конечно, нельзя объяснять эти достаточно нестандартные политические шаги тем, что в руки Владимиру Путину или Дмитрию Медведеву вдруг попалась книга «Этносоциология», после чего придворного арлекина от социологии Валерия Тишкова «попросили за дверь». Такой сценарий кажется слишком фантастичным, чтобы быть правдой. Но в то же время вполне вероятно, что кто-то из многочисленных советников президента или премьера прослушал новаторский и по-своему революционный для российской социологии курс, скачав ли видео-вариант лекций или прочитав книгу. Отсюда и последовал абсолютно логичный ряд инициатив по наведению хотя бы терминологического порядка в национальной и этнокультурной политике.

Строго в фарватере данного курса в Ростове-на-Дону в рамках работы Евразийского университета прошла первая открытая лекция. Несмотря на оповещение лишь узкой группы людей через социальные сети, на встречу 10 сентября 2011 года в Южном федеральном университете пришло около сорока молодых людей, преподавателей местных ВУЗов и просто интересующихся политикой ростовчан. Лекторы из Москвы максимально сжато представили свой доклад на тему «Актуальное евразийство: геополитика и этносоциология современной России», после чего у собравшихся было время задать вопросы и обсудить озвученную позицию между собой. Заявленная в лекции проблематика оказалась крайне животрепещущей и насущной для жителей региона, граничащего с Северо-Кавказским федеральным округом. Поэтому долго не пришлось объяснять, что такое этнос, и в чем его отличие от народа и нации.

Особенно понравилась и вызвала живой интерес идея, озвученная директором Центра геополитических экспертиз Валерием Коровиным о новом евразийском федерализме, при котором этносам должен быть придан юридический статус, а границы «национальных» республик России должны быть упразднены.
У некоторых слушателей мысль о том, что национальность никак не может быть связана с этническим и тем более кровным или расовым родством, вызвала некоторые затруднения. По лицам собравшихся было заметно, как под тяжестью обоснованных научных аргументов и фактов рушилась мифологическая система понятий, введенная ещё Лениным на заре советской эпохи. «Важнейшей темой для нас является Кавказ, юг России, вопрос этнической идентичности, — уверено заявил глава ЦГЭ. — Понятия этнос, народ, и нация нужно разделять, т. к. они имеют совершенно разные значения».
При этом, как считает Коровин, «именно Кавказ со всей очевидностью станет триггером развала России — этот козырь межэтнических столкновений и конфликтности на юге России, в первую очередь, на Северном Кавказе, будет разыгран в любом случае в рамках сценариев грядущих выборов. Эта тема очень важная и очень болезненная, связанная с передачей власти в 2012 году».

«Когда Ленин пришёл к власти, он взял понятие «национальность» из спора Каутского и Бауэра, — напомнил Коровин. — Национальность означает переходное состояние от народа к национальному государству, к нации. А национальное государство – это политическая категория. Она создается на основе политического договора граждан, которые подписывают этот договор, принимают конституцию, чем постулируют политическую нацию. К их происхождению это не имеет никакого отношения. В состав политической нации, государства-нации или национального государства – это тождественные понятия – входят граждане. Их происхождение не имеет значения. Гражданами Германии – национального государства, политической нации немцев – входят и этнические турки, и арабы, и немцы, имеющие этническое германское происхождение».

«Когда мы уходим от границ, от «национальных республик», снимается опасность сепаратизма. Уже никто никуда не может выделиться с территорией, только в индивидуальном порядке».

По словам Коровина, происхождение имеет значение в категории этноса, и им, собственно, и определяется, на основе наличия общего предка, т.е. единого происхождения. Народ – это уже множество этносов, слившихся в одну агломерацию, вошедшую в таком виде историю. А «нация» – это политический договор. «Эти понятия нужно обязательно разделять, иначе мы, взяв ленинское понятие «национальность» в переходном состоянии от народа к нации, вносим лишь путаницу, потому что под национальностью в Советском Союзе понимали происхождение», — рассказал выступавший.

«Когда разваливалась Австро-Венгрия, и венгры – народ – шли к созданию национального государства Венгрия, — это было переходным состоянием. В данном случае народ двигался к нации, и это состояние определялось понятием «национальность»», — отметил Коровин. Что же касается нашей страны, то здесь ситуация была несколько сложнее. Сталин хотел остановить распад империи, и чтобы это осуществить, он ввел понятие «национальность». По словам Коровина, большевики мыслили так: по западной модели Российская империя должна разделиться на народы, народы должны самоопределиться в качестве национальных государств, а потом все вместе войти обратно в Советский Союз. Но если в Европе это происходило три столетия, то Ленин хотел это сделать за два года: народы выделяются из империи, быстро самоопределяются как нации, и быстро вливаются обратно в Советский Союз. «Национальность – это переходное состояние от народа к национальному государству», — ещё раз напомнил Коровин.

Сталин понимал, что, поскольку в Российской империи более двухсот этнических групп и народностей, то в результате она распадётся на 250 национальных государств, которые самоопределятся в качестве таковых, и потом ты их уже никуда не соберешь — ни в Советский Союз, ни в какое бы то ни было другое надгосударственное образование. «И он заморозил этот процесс, приняв переходное понятие «национальность», — констатировал оратор. — Вот вы становитесь национальностями, а дальше – всё, замрите! Больше вы никуда не переходите. Вы национальность – довольствуйтесь этим в составе единой Советской империи. Так Сталин предотвратил распад и хаос. Вот откуда взялось понятие «национальность». Оно означает подвешенное, переходное состояние. Он подвесил этот процесс, он не дал народам и этносам стать суверенными национальными государствами. При этом они уже перестали быть просто народами и этносами, повысили свой статус, но в национальные государства не превратились. Это предотвратило кровавую баню на территории большого евразийского пространства».

Вместе с тем, это заложило мину замедленного действия под российскую государственность, поскольку в Конституции сначала СССР, а потом и России было чётко прописано, что «национальные республики» являются независимыми государствами. Это было условием замораживания распада. В результате распад СССР оказался вполне логичным следствием терминологической путаницы после разморозки. Та же судьба, и об этом всё чаще говорится с самых высоких трибун, может постигнуть и Россию, где также имеются все предпосылки для сепаратизма – национальные республики есть потенциальные государства.

Выход из сложившейся ситуации Коровин предлагает несколько неожиданный – национальные республики как административные и правовые единицы должны быть упразднены, а на их месте введены совершенно новые юридические категории – этносы. Это уберёт предпосылки для выделения территорий из состава РФ. «От национально-административного деления следует перейти к территориально-административному делению, — уверен директор ЦГЭ. – Так, на месте нынешнего СКФО образуется Северокавказский край. Большой единый административный субъект. При этом этносы – чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, кабардинцы, карачаевцы и т. д. становятся самостоятельной юридической категорией, и в конституцию вносятся соответствующие изменения, что Россия состоит из стольких-то административных регионов и порядка 250 этносов. Тогда этнос приобретает юридический статус, живёт где хочет, но при этом никаких границ не имеет. Поэтому он уже не может выделиться из состава России. Т. е., становясь субъектом юридического права, этнос отрывается от границ. Чеченец – пожалуйста! Где живёшь – там и живи. Таким образом, когда мы уходим от границ, от «национальных республик», снимается опасность сепаратизма. Уже никто никуда не может выделиться с территорией, только в индивидуальном порядке».

Авангардная инициатива, предложенная Валерием Коровиным, вызвала живой отклик у собравшихся, многие из которых согласились с тем, что изменения в «национальной» политике давно назрели, и уже в самой терминологии, определяющей границы и роли этноса, нации и народа в России, заложена мина под здание всего российского государства. После почти трех часов дискуссий все расходились по домам в глубокой задумчивости, а кто-то – живо обсуждая между собой услышанное. Хотя о самом евразийстве на лекции не было сказано почти ни слова, многие из слушателей и участников дискуссии подходили потом к организаторам с просьбой о вступлении в ЕСМ и организации плодотворного сотрудничества с местным отделением.