Страной управляет нефть

«Нефть правит миром!» Под таким девизом сегодня идет развитие мировой экономики. При этом у них стран есть стимул развиваться, а других его нет, так как нефтезависимость настолько укоренилась в них, что оторваться от пресловутой нефтяной иглы становится подчас просто невозможно. К таким странам, к сожалению, относится и Россия.

Мы уже много лет живем в государстве, которым, действительно, может управлять и кухарка, как сказал небезызвестный человек. Весь вопрос в том, чтобы во времена кухаркиного правления цены на «черное золото» держались на приличном уровне. Чтобы подтвердить высказанный тезис можно обратиться к истории нашей страны последних лет 35-40. Удивительно, но при всей неэффективности брежневского управления старшее поколение вспоминает, как «хорошо жилось при Брежневе». Дело в том, что мировая конъюнктура цен на нефть в конце семидесятых была такова, что Советский Союз просто купался в нефтедолларах. В такой ситуации на место дорогого Леонида Ильича можно было посадить, в принципе, кого угодно, и ситуация в СССР коренным образом бы не поменялась. В то же время Горбачев попытался устроить всем известную перестройку, и, вспомните, какую бурю негодования это вызвало у большинства жителей нашей страны. То есть народ уже настолько привык к вялотекущему ходу событий, подпитываемому заработками от продажи нефти за рубеж, что любые попытки нововведений принимались чуть ли не в штыки. Возможно, и Горбачев бы не стал ассоциироваться для многих наших соотечественником с тем, кто «развалил СССР», если бы цены на нефть оставались на «брежневском» уровне. Однако такого подарка Михаилу Сергеевичу судьбой предоставлено не было, и что случилось в итоге, мы все прекрасно знаем. Можно считать, что СССР протянул даже дольше, чем можно. И то лишь благодаря практически закрытой экономике с «неотпущенным» рублем.

Ельцинская эпоха также ассоциируется у подавляющего большинства россиян с чем-то негативным. Мол, на смену одному негодяю пришел другой и продолжил развал страны. Но на эту ситуацию можно посмотреть и под другим углом. Даже если на этапе 1991-1999 годов нами правил некий воображаемый идеальный политик, то при ценах на нефть ниже 15 долларов при свободном рублевом курсе, он фактически ничего бы не смог сделать с нашей экономикой. Для наглядности можно привести следующий пример: человек всю жизнь только тем и занимался, что собирал грибы и продавал их на рынке. В годы, когда грибы пользовались популярностью, и цена на них была высокой человек жил достаточно неплохо: построил дом, купил машину, нарожал со своей женой детей. Но вот люди перестали покупать его грибы. Ему даже цену пришлось снизить до рекордно низкой отметки, чтобы ими снова заинтересовались. За жилье человеку платить нечем, жена «пилит» и норовит уйти к другому, машина в гараже стоит сломанная – нет у него денег и все тут! А начать заниматься чем-то другим человек уже не хочет, а все надеется, что грибы снова поднимутся в цене.

В такой ситуации оказалась Россия в девяностые годы, только вместо грибов у нас – нефть. Когда стоимость барреля опускалась до 11-13 долларов, было, как говорится, не до жиру.

На волне роста нефтяных цен во главе государства оказывается Владимир Путин. Вот так повезло ему. С достаточно высокими ценами можно было и зарплаты прибавить, и о пенсиях как-никак позаботиться. И сделала нефть Владимира Владимировича национальным героем. Под конец его правления (ну, того, что в 2008) нефть взлетела до невиданных вершин – выше 110 долларов (за баррель, конечно). Тут Владимир Путин мог спокойно «вручить» ключи от президентского кабинета Дмитрию Медведеву. Кстати, на месте Медведева на тот момент мог находиться кто угодно. С такими ценами на нефть можно было позволить практически все! И какая уж тут диверсификация российской экономики, когда денежки текут в казну рекой. Как они в этой казне распределяются – это уже другая история.

И вдруг этот треклятый кризис заставляет наметившуюся стабильность, которую, как считает среднестатистический россиянин, создал именно Владимир Путин, пошатнуться и треснуть. При этом трещина была такой, что сквозь нее стало видно, как к сердцу российской экономики нефть несет уже совсем не тот доход, что год-два назад.

Конечно, народ тут же среагировал и назвал виновником всех бед в России нового президента. Но мы то уже знаем, что наши президенты тут совсем не причем. Они продолжают собирать и продавать те самые приведенные в примере грибы, и отходить от своего занятия не собираются. Однако цены на нефть диктуют свои правила.

Эти правила заключаются в том, что страны, которые не собираются развивать альтернативные экономические ресурсы, рискуют попасть в ситуацию, в которой не раз оказывалась Россия. Если политика строится только лишь на извлечении прибыли от продажи нефти, поддерживая нефтяных гигантов и, подавляя малый и средний бизнес, то это, очевидно, тупиковая ситуация.

Сегодня мы снова, затаив дыхание, смотрим на нефтяные котировки, и часто радуемся, когда нефть устремляется вверх. Это уже почти генетическая память, которая говорит, что лучше пусть цена «черного золота» идет вверх, чем новый переворот, путч, революция или что-то еще в этом духе.

Вопрос заключается в следующем, когда в руководстве России появится человек, который предложит параллельный путь развития с постепенным отказом от нефтяной зависимости. Понятно, такой переход для страны будет очень тяжелым. Кроме того, этого человека будут называть губителем нации, но он как стоматолог, который лечит больной зуб. А наша экономика сегодня – это самый настоящий кариозный зуб, дыры в котором нужно заделывать эффективными пломбами новых решений.

После такого лечения экономика может превратиться в мощнейший потенциал России. Но кто же возьмет на себя такую ответственность – встать против нефтяных воротил? Вопрос, скорее, риторический.