Египет против Израиля: что дальше?

Штурм израильского посольства в Каире 9 сентября и срочный выезд с египетской территории посла Израиля в Египте провоцируют новую эпоху в отношениях двух государств — сутки откровенного противостояния. Военный египетский режим оказался в шаге от просмотра партнерских взаимоотношений с Израилем, продолжавшихся в течение последних 30 лет.

В Каире 11 сентября начался суд, на котором адвокат просит египетское правительство выслать израильского посла в Каире за убийство египетских полицейских на египетско-израильской границе, а судебная власть планирует подать против Израиля иск на $ 5 млрд в качестве компенсации за этот инцидент. Собственно, этот суд был нужен для легитимизации задним числом изгнания израильского посла и нападения на посольство Израиля.

«Молодежное движение 6 апреля», которое было одним из организаторов акций протеста, заявило, что прекратило митинги, отправив свое послание «сионистскому врагу». «Египтяне хотели доказать, что общественность может навязывать свою волю правителям», — говорится в заявлении этой группы.

«Молодежное движение 6 апреля» выдвинуло в этом заявлении пять требований к Израилю. А именно: должны поступить израильские извинения, проведено совместное расследование инцидента, должен быть выдворен израильский посол и отозван египетский посол из Тель-Авива. Кроме того должны быть внесены изменения в Кэмп-Дэвидское соглашение 1979 года с Израилем.

Между тем, спикер израильского Кнессета Реувен Ривлин подчеркнул, что любые попытки внести изменения в мирные соглашения 1979 должны быть одобрены Кнессетом. Так, Ривлин прокомментировал признание кабинетом министров Израиля потребности в развертывании дополнительных войск Египта с целью повышения безопасности на Синайском полуострове. Египетские военные, которые взяли власть после свержения режима Хосни Мубарака в феврале 2011-го, ранее заявляли, что будут придерживаться этого договора.

Опасность таких, казалось бы, незначительных изменений в соглашение заключается в том, что в него уже начали вносить изменения. Сначала будто и незначительные, имеющие исключительно процедурный характер. Но этим закладываются фундаменты для прецедента того, что Кэмп-Дэвидское соглашение вообще можно просматривать. Итак, следующим пересмотром, в угоду политической ситуации, вполне могут быть уже более серьезные изменения, которые уже будут касаться основ египетско-израильских договоренностей.

Ситуация усугубляется еще и тем, что за семь месяцев военному режиму есть мало чем отчитаться перед египетским народом. Положительных сдвигов явно не происходит, поэтому вполне вероятно, что военные правители, чтобы отвлечь внимание от того, что творится в Египте, вынуждены будут негласно инициировать новую египетскую революцию — антиизраильскую.

Такой вариант развития событий не стоит исключать, ведь это подтверждают высказывания некоторых египетских экспертов, которые сейчас откровенно заявляют: «Молодые египтяне доказали миру, что независимо от того, как настойчиво Запад защищает своих израильских клиентов от исламских народов, они никогда не согласятся на существование сионистского образования. И соглашения, заключенные ранее предательскими правителями, теперь является исключительно на бумаге, и они не защитят Израиль от справедливого гнева мусульман».

Процесс, запущенный нападением на израильское посольство в Каир, выглядит попыткой вернуть ближневосточное напряжение до своего апогея более чем 30-летней давности. Исламистская пропаганда, которая подстрекает к возгоранию огня мятежа, очень напоминает попытку ловить рыбу в мутной воде. По этим всем разрушительными событиями откровенно просматривается тень Ирана, действия которого нацелены на уничтожение результатов успешных и мирных революций в арабских странах в целом и в Египте в частности.

Кажется, военное руководство Египта должно осознать, что наибольшим препятствием внешней политике их страны в ответственное после революции время, — это попытка внешних и внутренних сил в тот или иной способ заставить египтян переформулировать свои отношения с Израилем. Ведь в таком случае ценность Кэмп-Дэвидского соглашения действительно становится не больше, чем ценность бумаги, на которой она напечатана.

Но это не все. Внешние силы, опираясь на остатки некогда мощной правящей во времена президента Хосни Мубарака Народно-демократической партии, пытаются, используя конфликтную ситуацию на египетско-израильской границе, заблокировать достижения египетской революции. Ведь диктаторские правящие режимы в арабских государствах и такие мощные страны, претендующие на лидерство в ближневосточном регионе, как Саудовская Аравия и Иран, очень заинтересованы в неудаче египетской революции. Они боятся распространения революционной ситуации на свою территорию.

Между тем Израиль должен понять, что после революций 2011 года мусульманский мир изменился и нарастания конфликтов с Египтом и Турцией может стать лишь прелюдией к противостоянию, которое при необходимости нетрудно перевести в военное. Кэмп-Дэвидское соглашение обеспечило израильтянам более 30 лет передышки, которая, похоже, уже заканчивается. И это в Тель-Авиве должны осознать.

Но в отходе от принципов Кэмп-Дэвида затаилась опасность и для самого Египта. Кэмп-Дэвидские соглашения не только после их заключения сделали Египет доминирующей арабским государством в ближневосточном регионе. После их подписания Египет стал стратегическим союзником США на Ближнем Востоке. И этим египетское военное руководство не должно пренебрегать. Ведь после отказа от мирных принципов, заложенных в Кэмп-Дэвиде, египтяне могут потерять свою позицию лидера в арабском мире и поддержку Штатов. Вместе с почти $ 2 млрд американской помощи, которая регулярно поступает начиная с 1979 года.

Стоит напомнить, что после основания ислама арабы завоевали берберов, коптов, курдов, Судан, а теперь стремятся положить конец израильскому государству. Ведь то, что евреям удалось отвоевать у арабов часть своей территории, с точки зрения исламистских ортодоксов является плохим примером для тех африканских стран, где арабы насадили ислам в ХХ веке, и в которых продолжают свою мусульманскую колонизацию. 21 государство из 22-х арабских стран за века арабской колонизации потеряло свою самобытность, культуру и языки. И следующим, по замыслу мусульманских радикалов, под арабским давлением должен упасть Израиль.

Похоже, сейчас в Каире было проведено репетицию этого, и под давлением толпы, которая пошла на штурм, упало израильское посольство. Этим фактически была нарушена не только неприкосновенность дипломатических учреждений, территория которых по международному праву является территорией той страны, которой принадлежит посольство. К тому же египтяне нарушили неписаные на Ближнем Востоке правила уважения к гостю, обязанностью отношении которого является забота о его безопасности.

Впрочем, можно сейчас говорить о двух вариантах будущего Египта. Или он пойдет по пути демократии и после новых президентских выборов будет развивать добрососедские отношения и налаживать взаимопонимание с соседями, поднимать национальную экономику и улучшать благосостояние египтян. Или же, если после революции в Египте победят реакционные политические силы, которые исказят достижения египетской революции и будут подбивать народ на штурмы посольств, можно будет говорить о создании на египетской территории нового Сектора Газа, где будут проживать 80 млн. человек. И они будут вспоминать времена правления диктатора Хосни Мубарака как золотой век.

Какими будут отношения между Египтом и Израилем в будущем, зависит во многом от того, как будет развиваться внутренняя ситуация в Египте. Особенно это касается приобретения легитимности центральной власти в глазах египетского народа и достаточной информированности общества о действиях и намерениях тех, за кем остается последнее слово в определении стратегии международной политики Египта. Возможно, мирный договор 1979 года требует некоторой коррекции и дополнений, которые бы соответствовали нынешним требованиям. Однако в любом случае он не должен пересматриваться, поскольку это может привести к катастрофическим последствиям, как для Израиля, так и для Египта.