Космическая гонка вышла на новую орбиту

Под предлогом проблем с «Союзами», США нашли применение своей ранее ненужной ракете.

Серия недавних аварий российских космических аппаратов не на шутку обеспокоила американское космическое агентство NASA. Такое впечатление создают недавно сделанные заявления высокопоставленных представителей этой организации и статья, опубликованная в газете «The New York Times».

Пока ситуация выглядит так. Завершение программы полета шаттлов привело к тому, что сегодня США в вопросе доставки астронавтов на МКС вынуждены полагаться исключительно на Россию. Поэтому проблемы в космической сфере, которые возникли у нашей страны, автоматически сказываются и на планах Америки. В связи с этим Скотт Пейс, директор института космической политики при Университете Джорджа Вашингтона заявил, что «Было бы лучше, если бы космическая станция не опиралась только на одну страну». От слов наши партнеры быстро перешли к делу: NASA решило создавать свою ракету-носитель «Свобода» («Liberty»), которая станет альтернативой российским «Союзам».

В основу нового средства доставки должна лечь уже готовая, но пока не используемая ракета-носитель «Арес-1». Ее разработка была связана с американской лунной программой «Созвездие». Ее в начале прошлого года закрыл президент США Барак Обама несмотря на то, что на программу уже потрачены около $9 млрд. Теперь же вложенные средства можно будет использовать хоть с какой-то пользой. Американцы также не перестают сгущать краски вокруг проблем российской космической отрасли. Когда 13 сентября стало известно, что Роскосмос откладывает следующий запуск российского космического корабля с экипажем на МКС до 12 ноября (а теперь известно, что уже до 14-го), за океаном резонно обеспокоилась судьбой станции. Дело в том, что находящиеся сейчас на борту МКС космонавты должны ее покинуть 19 ноября. А если запуск «Союза» будет вновь отложен? Скорее всего, тогда МКС придется управлять с Земли. Вдруг в результате по какой-либо причине она выйдет из-под контроля? «Если космическая станция потерпит аварию, пропадут $100 млрд. Поэтому важно, чтобы американские компании поднялись и стали летать как можно раньше», – заявил по этому поводу исполнительный директор Федерации коммерческих космических полетов Джон Гедмарк.

Руководитель пресс-службы Роскосмоса Алексей Кузнецов отказался комментировать «СП» решение NASA о создании собственной ракеты-носителя. На вопрос о том, существует ли вероятность утраты контроля над станцией в случае, если на ней не будет экипажа, прямой ответ также не прозвучал:

– Я думаю, что сейчас вопросы прорабатываются как раз о том, чтобы там постоянно находился экипаж.

Планы, объявленные США, корреспондент «СП» обсудил с дважды Героем Советского Союза, советником президента РКК «Энергия» космонавтом Александром Александровым.

«СП»: – Александр Павлович, шум, который американцы поднимают вокруг наших последних неудач, свидетельствует об их действительной озабоченности ситуацией в космической отрасли России?

– Это обычная история: звучат заверения: «Вы наши друзья-друзья»… Друг другу улыбаемся, а только разошлись, как начинаются свои игры, т.е. рассказы о том, как в России все плохо. Хотя сами пользуются нашими средствами. Это просто неприлично со стороны тех, кто так говорит.

«СП»: – Последние проблемы в нашей космической индустрии относятся к категории системных или временных?

– Они системного характера не носят, но настораживают и заставляют нас сегодня думать о соблюдении качества изготовления ракет, спутников и кораблей. Это результат тех провалов, которые у нас были в 90-е годы в связи с оттоком специалистов, низкими темпами переоснащения ракетно-космической промышленности. Сегодня мы резко повышаем требований по качеству.

«СП»: – Когда американцы создадут собственную ракету-носитель, им удастся оттеснить нас с рынка грузовых и пилотируемых полетов?

– Я думаю, не оттеснят. Американской ракете еще нужно получить сертификацию, что непросто. Пройдет не менее 3 лет пока она будет налажена под пилотируемый вариант. А грузовых кораблей у нас в мире уже сейчас достаточно много: европейских, японских, американский «SpaceX», и наш корабль «Прогресс». Но зарубежные аппараты только начинают летать. Американская компания «SpaceX» заключает с NASA контракты, по которым осуществляют разработку, испытания и сертификацию ракет, грузовых и транспортных кораблей. На это и деньги давно выделены, но любая разработка требует 5-7 лет. А у нас уже давно функционирует налаженный процесс подготовки грузовых и транспортных кораблей, которые постоянно модернизируются. У нас уже 5-я модернизация «Союза» и «Прогресса», поэтому мы никак не будем ущемлены на этом рынке. США пока никуда не денутся, будут пользоваться нашей техникой.

«СП»: – А потом? Мы что-то готовим на смену «Союзам»?

– Разумеется, у нас в разработке корабль «Русь» с новой ракетой, которая будет выводить до 20 тонн полезного груза. Также разрабатывается ракета-носитель «Ангара». Закончено эскизное и началось техническое проектирование новой системы, которая имеет задачу как автономного полета, так и работу совместно со станциями или другими объектами.

«СП»: – Когда ожидается начало использования «Ангары»?

– В 2018 году с ее помощью мы должны запустить пилотируемый корабль нового поколения с космодрома Восточный.

Однако не все так безоблачно на космическом горизонте. В июне 2011 президент корпорации РКК «Энергия» Виталий Лопота завил, что финансирование создания этого пилотируемого космического корабля идет с трудом: «Динамика финансирования нового корабля пока оставляет желать лучшего. Я не говорю о финансах этого года. А пока не вижу в федеральной программе той динамики, чтобы мы, безусловно, выполнили распоряжение президента, поэтому сейчас все пересматривается, проверяется и уточняется». Это заявление является тем более важным, если учесть, что «Русь» и «Ангара» являются ракетоносителями, то есть они средства доставки полезного груза, которым является пилотируемый космический корабль, а первый полет «Ангары» должен был состояться еще в 2005 году.

Об этих же проблемах корреспонденту «СП» в интервью от 25 августа рассказал космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко:

– Чтобы в космосе прыгнуть выше всех, нужны ракеты, нужны центры управления, технологии и так далее. Поэтому если обещать дать на космос небольшие деньги, а потом в реальности дать ещё меньше, то ожидать, что мы окажемся впереди планеты всей несерьёзно. Поэтому нас сейчас и Америка обгоняет, и Европа, и даже Китай. Подумайте, Китай запустил спутник Луны, а потом с её орбиты послал этот корабль в точку Лагранжа. Это такие области, где влияние Земли, Солнца и, предположим, ещё Луны одинаковое, поэтому если в неё залететь, то можно там стабильно оставаться. Мы такого никогда не делали, а китайцы уже сейчас туда полетели.

У нас даже был случай, когда на строительство нового корабля не выделили денег: сказали, чтобы генеральный конструктор взял под наши безумные проценты кредит в банке. Когда такое отношение, о каких передовых позициях может идти речь. Просто сейчас действительно временно на наших кораблях летают все космонавты: и европейские, и американские. И даже китайцы, можно сказать, летают на нашем корабле, потому что их корабль – это копия нашего. Но лично меня это не радует, а огорчает, потому что через некоторое время у американцев появится новый современный космический корабль, и тогда они поблагодарят нас за наши услуги и уйдут. А мы останемся со своим уже устаревшим «Союзом».

Под иным углом на эту ситуацию смотрит менеджер по координации научных проектов космического кластера Фонда «Сколково» Александр Бауров:

– Скорее всего, за американским решением строить новую ракету стоит задача обеспечить рабочими местами людей, которые работали над проектом ракеты «Арес». Представьте себе, что вы руководитель NASA, несете определенные обязательства перед бизнесом и государством. Вам урезают финансирование и вы остаетесь с большим коллективом без денег и без целей. И здесь начинает формулироваться второй эшелон задач, потому что есть определенный технический задел, который неизвестно куда применить. Они понимают, что довести свои планы до той грандиозной стадии, которая была запланирована первоначально, им не дадут. Но разработанную часть в форме ракеты «Арес-1» можно использовать чтобы создать конкурента российским «Союзам». А тут у русских начинают не очень хорошо идти дела. Американцы, конечно, пытаются погромче распиарить эти наши неудачи, чтобы закрыть собственную большую проблему. И так на промежутке в пересечении этих двух сфер возникают такие проекты, как переделывание «Ареса-1» в «Liberty».

При этом говорить, что для нас какую-то опасность начинает представлять появление на этом рынке американской ракеты совершенно неправильно: мы практически ничего не занимаем в рынке дистанционного зондирования Земли, в спутниках связи мы занимаем менее 3-х процентов. На этом фоне для «Роскосмоса» и российской индустрии в целом появление американской конкурирующей ракеты — это самое маленькое из всех проблем, которые есть в нашей космической отрасли, переживающей системный кризис.

Справка «СП»

«Русь-М» является целым семейством российских ракетоносителей в диапазоне грузоподъемности от 6,5 до 50 тонн, которые предназначены для выведения перспективных пилотируемых и грузовых космических кораблей. Головным разработчиком семейства «Русь-М» является самарское ЦСКБ-Прогресс.

«Ангара» также является семейством разрабатываемых ракет-носителей, но уже модульного типа, в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 до 35 тонн на низкой околоземной орбите. Первый запуск «Ангары» был запланирован на 2005 год, но затем его переносили 8 раз. Теперь очередной запуск запланирован на 2013 год. Головным разработчиком и производителем РН семейства «Ангара» является Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.