Власть должна перестать заигрывать с либеральной идеологией

История с Прохоровым показала: пора создавать нормальный парламент и партийную систему

Отставка Михаила Прохорова с поста лидера партии «Правое дело» получилась на редкость скоропостижной. Не то чтобы люди не знали, что российская политическая система контролируется властями чуть менее чем полностью. Но предполагалось, что миллиардер и олигарх, которому власть поручила заниматься «Правым делом», имеет иммунитет от изгнания пинком под зад. Казалось, что Прохоров принадлежит к числу небожителей, тех «акционеров системы», которых еще Маяковский обвинял в том, что они едят ананасы и жуют рябчиков.

Вспомним стандартный сюжет советской пропаганды. Сидят «три толстяка» (читай, три олигарха) и «решают вопросы» в государственном масштабе. Потому что первый скупил весь хлеб, второй – все железо, а третий – всех устриц. А ныне мы видим, что вовсе не буржуазия и не олигархия правят в нашей стране. Что Прохоров – такой же «олигарх по доверенности», как и политик по договоренности.

Вспомним структуру активов приснопамятного Михаила Ходорковского, обнародованную незадолго до ареста олигарха. 50% от подконтрольного ему пакета ЮКОСа было записано на некий траст. Выгодоприобретателем траста был сам Ходорковский. Но в случае возникновения опасности контроль над активами нефтяной компании мог перейти Лебедеву, Невзлину – далее везде. Причем решение, что «состояние опасности» наступило, принимал специально назначенный директор. «Час X» пробил – и контроль над трастом уплыл в неизвестные руки. Современные «бойцы за ЮКОС» не уточняют, кто же ныне является его выгодоприобретателем.

Нечто похожее произошло и с «Правым делом». Представим на мгновение, что это – не партия, а такой же траст. Да, Прохорова назначили выгодоприобретателем. Но точно так же, как назначили, мгновенно сместили, когда оказалось, что его деятельность не соответствует надеждам «акционеров». Прохоров потерял партию по той же схеме, по которой Ходорковский потерял траст.

Впрочем, сам проект «Правого дела» был тухлым изначально. Сейчас в прессе появились сообщения, что партию пытались превратить в либерального монстра, пугающего электорат 60-часовой рабочей неделей и отменой социальных гарантий. Но нанимать для этого миллиардера Прохорова было довольно странной идеей. Понятно же, что олигарху нужен был успех. И он попытался его организовать.

Правда, избирательная кампания велась на редкость бездарно. Что бы ни делали Прохоров и его окружение, их рейтинг упорно не желал расти. Объяснялось это прежде всего тем, что классический либеральный электорат, требующий пить кровь из неэффективных старушек, составляет ничтожные доли процента. А завоевать новых избирателей с помощью выпуска невнятных манифестов, которых Прохоров настрогал аж две штуки, было затруднительно. Партию пытались пиарить как вождистскую, а самого Прохорова – как «человека длинной воли». Но подобная пропаганда может работать только в странах Запада, где миллиардером и впрямь можно стать благодаря собственным труду и компетентности. Россия же наполеоновских карьер не знает. Все «наполеоны», которые у нас есть, назначены властями, и пример Прохорова только подтверждает это.

Ситуация с «Правым делом» развеивает миф о талантливости олигархов, об их необыкновенном уме, изворотливости, умении договариваться. Прохоров, вытащенный на публичную сцену, вел себя как рыба, выброшенная из воды. Вяло шевелил хвостом, поводил плавниками, неуклюже глотал ртом воздух, таращил глаза и ни слова не мог сказать.

Единственная яркая акция «Правого дела» – приглашение в партию Аллы Борисовны Пугачевой, фигуры знаковой для нашей эстрады. Но каких избирателей могла привлечь примадонна для Прохорова, которого можно по праву назвать одним из мельчайших экономических деятелей ее эпохи? Люди, чья молодость пришла на момент расцвета таланта Пугачевой, ныне на пенсии и вряд ли готовы голосовать за олигархов. Пугачева известна и популярна, но никто не питает доверия к ее мнению по вопросам экономики или политики. Пение – другое дело.

Конечно, шутки ради можно представить себе политическую партию «Поющая Россия» и ее первую тройку: Пугачева – Пьеха – Ротару. Это было бы по меньшей мере красиво. Такая тройка могла бы зажечь в «Олимпийском» и собирать стадионы по всей стране. Другое дело, пошли бы люди за них голосовать. Хотя почему нет? Голосуют же за Жириновского…

Если же говорить всерьез, то после изгнания Прохорова судьба «Правого дела» висит на волоске. Партии нужен срочный перезапуск, если она, конечно, собирается претендовать на места в Думе.

Пока вероятны три сценария. Первый: партию оставят «как она есть». Это значит, что она получит свои 0,1% на выборах, ни в какую Думу не пройдет и впадет в спячку, подобно медведю зимой.

Второй вариант – перезапуск с каким-нибудь либеральным политиком во главе. Это – дело трудное, поскольку приемлемых для избирателей и власти либеральных политиков мало. Называют, например, фамилию Никиты Белых, но он – фигура гораздо более одиозная, чем Прохоров, ибо считается креатурой Чубайса. Прохоров же как миллиардер, конечно, был независимым от «рыжего зла». Прочие либералы из засаленной старой колоды еще более одиозны. Новых имен в этой среде нет. Илья Яшин – «яблочник». Маша Гайдар одиозна из-за фамилии и учится где-то в США. Навальный неприемлем для власти, хотя популярен в народе.

Третий вариант – перезапуск на основе «легального национализма». Иначе говоря, приход в партию Рогозина (или, быть может, Белова) и попытка создать легальную антииммигрантскую партию по примеру тех, которые существуют на Западе. Недавно «Независимая газета» призывала в редакционной статье «не бояться русского Ле Пена». Но прислушается ли власть к этому призыву? Большой вопрос.

Так что «Правое дело» повисло между небом и землей. Сама партия, созданная на базе Демократической партии России, которую когда-то основал Травкин, имеет славную или, во всяком случае, не позорную историю. Реанимировать ее после случившегося можно только массированным вливанием «свежей крови».

История с Прохоровым показала, что никакой реальной власти олигархи в России не имеют. Что они так же зависимы от власти, как и простые смертные. Пожалуй, вряд ли это – хорошая новость для данной узкой прослойки граждан, которых все привыкли считать вершителями судеб.

А для власти урок из ситуации с «Правым делом» прост: хватит заигрывать с либеральной идеологией. Ее не поддерживает в России ни один нормальный человек. Лучший показатель этого – данные соцопросов. Как сообщил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров, Михаил Прохоров за три месяца работы в «Правом деле» так не смог существенно поднять рейтинг партии. «Единственный раз, когда рейтинг правых приблизился к 2% (1,95%), был зафиксирован в опросе 10-11 сентября, все остальные замеры давали 1-1,45%», – сказал Федоров, передает Интерфакс.

Так что пора наконец создавать нормальный парламент и партийную систему. Политическая модель, которая не опирается на волю избирателей, висит в воздухе и рано или поздно может обрушиться на головы обитателей Кремля.