Станет ли Турция новым лидером исламского мира?

Нескончаемая череда затяжных арабских революций, которые сначала именовались «веснами», а теперь пережили лето и вошли в осень, приводит к серьезным изменениям мирового порядка. Если несколько лет назад мир однозначно делился на НАТО и неНАТО, «своих» и «чужих», то сегодня такую четкую границу провести порой становится не только сложно, но и невозможно. Американская внешняя политика, направленная на насаждение угодных Соединенным Штатам «демократических» принципов, сегодня под этими принципами уже не прочь понимать иерархическую систему отношений в движении «Талибан» или радикальной исламской организации «Братья-мусульмане». А, действительно, зачем церемонится, если руками своих бывших заклятых врагов можно получить доступ к колоссальным запасам нефти в Ливии, Ираке, пути наркотрафика в Афганистане. Не секрет, что экспорт наркотиков из того же Афганистана после начала там операции НАТО вырос в разы. Американские войска, ведя борьбу с абстрактным противником, вовсе не выполняют задачу «братской» помощи народу Афганистана, и даже не защищают интересы США – они просто создают путь для притока капитала западным миллиардерам, которым эта война очень даже на руку.

Можно отметить, что система ценностей современного мира не имеет ничего общего даже с тем, что было всего лишь 20-30 лет назад. Сегодня говоря об отстаивании интересов того или иного государства, мы должны оглядываться на экономическую составляющую процесса. Мировые лидеры не станут «пачкать» белые ручки, если в том месте, куда направлено их внимание, нет нефти или газа.

Именно поэтому арабские перевороты, которые происходят под лозунгом «Даешь демократию!», на самом деле отражают интересы определенных групп людей, уже нашедших своим орлиным взором залежи дорогих полезных ископаемых. Сегодня страсти раздирают Ливию, и пока никто не знает толком, кому же достанется возможность контролировать все ее неисчислимые залежи «черного золота». На фоне этого несколько сиротски выглядят Тунис и Египет, где и революции уже закончились, а вопросы по поводу светлого будущего у народа не заканчиваются. Американцы и другие адепты демократии как-то вяло реагируют на все происходящее в этих странах. Оно и понятно – ни нефти, ни газа в таких количествах, как в той же Ливии, там нет. А если нет, то, мол, зачем дальше продолжать «демократические» потуги.

В этой связи появившийся вакуум и в Египте, и в Тунисе не прочь заполнить и радикальные исламисты. Главное, что Запад смотрит на это сквозь пальцы. Можно себе представить, во что превратятся египетские курорты после того, как над ними будет развиваться знамя шариата. По понятным причинам, в бикини, показывая все свои прелести, и с бутылкой виски в руке, в Хургаде и Шарм-аль-Шейхе уже не разгуляешься. Готовы ли к такому повороту событий сами египтяне. Большинство, к сожалению, — да! Чтобы понять, почему, нужно рассмотреть жизнь обычного египтянина времен правления Хосни Мубарака. Египет с его огромным туристическим сектором получал колоссальные доходы от того, что его ежегодно посещали миллионы туристов. При этом среднестатистический граждан имел доход, которого ему едва хватало, чтобы прокормить собственную семью. Тогда скажите, а что для этого среднестатистического египтянина изменится, если к власти придут исламисты. В финансовом плане, вероятно, ничего. Да к тому же он перестанет видеть то, как от пляжа к отелю проходят пьяные американские, немецкие и, конечно, русские туристы. Тут уже взыграет у этого человека египетский национализм с исламским налетом.

А боятся новых законов исламистов вовсе не обычные египтяне, а те, кто заинтересован в развитии туристического бизнеса – это владельцы отелей, яхт-клубов, дайвинг-центров и прочие «египетские воротилы». Им-то есть, что терять. Ну, а НАТО до них дела особого нет – будут, мол, наши люди отдыхать в Майями или на Лазурном Берегу. Всего-то…

Уловив тенденцию временной «бесхозности» перекипевших революциями и других арабских государств, премьер Турции господин Эрдоган решил, что таким моментом можно и нужно пользоваться, пока кто-нибудь не сделал это вперед. На фоне проявлений радикализма в Египте, Тунисе и Палестине Эрдоган решил призвать мусульманские страны региона к взаимовыгодному сотрудничеству. Точнее сказать премьер Турции прочит свое государство на роль нового лидера мусульманского мира. До «арабской весны» таким лидером считался как раз таки Египет. Реджеп Эржоган уже успел совершить ряд встреч с представителями перечисленных государств и предложить им новую формулу сотрудничества, при которой Турция займет управленческую позицию. Другими словами Турция хочет создать некую альтернативу военному Альянсу на территории мусульманских государств Ближнего Востока и Северной Африки.

Такие усилия Турции проходят на фоне нарастающего противостояния с Израилем. Некогда дружественные страны окончательно испортили взаимные партнерские отношения после известной «Флотилии мира», направлявшейся из Турции в блокированный Израилем Сектор Газа. Тогда от рук израильского спецназа погибли девять турецких граждан, а кабинет министров не выразил и тени сожаления по поводу случившегося. Турция закипела, изгнала посла Израиля, ее примеру последовали и в ряде других исламских стран. Обстановка еще более накаляется в связи с тем, что Турция буквально давит на ООН с целью признания Палестинской автономии независимым государством.

В этой ситуации, возможно, тяжелее всего приходится Соединенным Штатам. Госсекретарь госпожа Клинтон, комментируя конфликт Израиля и Турции, выглядит достаточно растерянной и с трудом подбирает дипломатические термины, из которых вовсе непонятно на чьей она лично и США в целом стороне. Это и неудивительно, ведь США по всем обязательствам должны поддерживать Турцию, ведь она является членом НАТО. А как же быть с Израилем, который является единственным государством из участников конфликта, обладающим ядерным оружием. Мало того, Израиль всегда считался оплотом Соединенных Штатов в регионе. Выходит, что США никак не может поддержать кого-либо в этом противостоянии. В связи с этим американцы как-то заискивающе, что на них вообще не похоже, просят ООН отложить решение вопроса о независимости Палестины.

Фактически Турция дает понять всему миру, что теперь с ней на Ближнем Востоке придется считаться даже ядерным державам. Если те же Египет и Тунис примут предложение Эрдогана, то дальнейший курс на исламизацию под турецким флагом станет очевидным. Но сможет ли Эрдоган контролировать радикальные исламистские движения – большой вопрос.