России нужно создавать новый Варшавский договор

С исчезновением ВД в Европу пришли те войны, которых она не знала 40 лет

Пока российский президент (а по его настоянию — и российские властные институты) упоенно заигрывает с НАТО, российское общество ностальгирует по Варшавскому договору. Во всяком случае, по недавним данным ВЦИОМ, 80% опрошенных считают, что наша страна только проиграла от роспуска этого блока, и лишь 20% уверены, что она от этого выиграла.

Вообще чем дальше, тем больше людей считает, что советские времена (в частности, 1960-80-е гг.) были временем наибольшей безопасности, спокойствия и стабильности в мире. В 2007 году так думали 47% граждан. 5% считали самым спокойным временем времена правления Бориса Ельцина. 34% — сегодняшнее время.

В 2008 году уже 50% называли советское время (1960-80-е гг.) самым спокойным и безопасным, по-прежнему 5% относили эту характеристику к временам Ельцина, и лишь 26% — к современности. Сегодня, в 2011 году, советское время называют самым безопасным и спокойным уже 55%, ельцинское правление — 4%, нынешнее время — 28%.

Таким образом, если при Путине число рассматривающих его время как спокойное и безопасное лишь на треть уступало числу отдающих предпочтение советскому периоду (34 к 47%) и было как-то сопоставимо с 1960-80 гг., то при Медведеве это соотношение изменилось к 2/1 в пользу последних.

Парадоксальная ситуация: Медведев, как подчас представляется, занимает значительно более комплиментарную позицию в отношении Запада, чем Путин, ведет активные переговоры с НАТО, устраивает разрекламированную «перезагрузку» в отношениях в США, подписывает явно более выгодный последним новый Договор по СНВ — а обстановка в мире, по оценке граждан страны, становится все более угрожающей и все менее безопасной и спокойной.

Тут вообще возникает много вопросов. И среди них — предположение о том, что отношения в мире являются тем более безопасными, чем жестче Россия оппонирует своим западным конкурентам.

Во всяком случае, сегодня 89% россиян в том же Варшавском договоре, созданном для противостояния НАТО, видят как раз «организацию, носившую оборонительный и миролюбивый характер». Более того, они считают, что именно «благодаря ей удалось избежать ядерной войны, долгое время поддерживать мир и стабильность на Европейском континенте».

Роспуск Варшавского договора 20 лет назад тогдашней советской пропагандой (как и более поздней российской) представлялся как некий шаг доброй воли, закрепление политики отказа от противостояния с Западом. Нелепость и определенное лицемерие этих утверждений в той или иной степени были ясны всегда, с той точки зрения, что ВД был создан много позже НАТО и в ответ ему, т. е. не он был источником и причиной противостояния. Таковым его сегодня считают 6% граждан России, разделяющих оценку: «Организация Варшавского договора носила агрессивный, милитаристский характер. Ее появление спровоцировало гонку вооружений, обострило международные отношения, удерживало в несвободном состоянии страны Восточной Европы».

Лицемерие крылось также и в том, что к 1991 году Договор был почти обессмыслен потому, что практически во всех странах, в нем участвующих, в 1989-90 гг. прошли антисоветские прозападные перевороты, и быть формой сдерживания НАТО он уже не мог. Только все эти перевороты изначально были спланированы и организованы тогдашним руководством СССР, группой Горбачева, стремившейся отстранить от власти в странах-союзниках политические силы и руководителей, критиковавших и не поддерживавших авантюры последнего генсека. Чаушеску, например, был свергнут через две недели после того, как он выступил с призывом провести Совещание коммунистических и рабочих партий мира для оценки и осуждения политики Горбачева.

Другое дело, что, свергая в принципе достаточно устойчивые, но нелояльные ему правительства в Восточной Европе, Горбачев (как и во всем, что он делал) оказался неспособен адекватно оценить последствия своих действий — и в результате предопределил приход к власти не своих сторонников, а явно прозападных групп.

И получается, что истоком нынешней нестабильности и исчезновения безопасности в современном мире является, с одной стороны, падение восточноевропейских дружественных СССР государственно-политических устройств, а с другой — собственно сама перестройка в СССР.

Именно политика Горбачева (а затем — и Ельцина, и сегодня — Медведева) объективно оказалась политикой разрушения безопасности и стабильности в мире, хотя все время говорили, как казалось, об обратном.

Сегодняшняя ностальгия страны по Варшавскому договору — это в первую очередь ностальгия по безопасности в мире. По самому миру. Потому что с исчезновением ВД в мир (и в т. ч. в Европу) пришли те войны, которых он не знал 40 лет. И именно с роспуском Варшавского договора НАТО из блока, угрожающего войной и готовящегося к войне, превратился в блок, ведущий войны.

Российская власть этого не осознает — или не признает. В отличие от нее, российское общество это и сознает, и, в той или иной форме, признает. И поэтому большая часть российских граждан хотела бы, чтобы сегодня Россия нашла способ «создать международный военно-политический блок, подобный Варшавскому договору». Это требование поддерживает 51% граждан, против него выступает 23%. Причем интересно, что поддержка такой идеи характерна для всех политических секторов российского общества, электоратов всех политических партий.

Причем в наибольшей степени его поддерживают даже не сторонники КПРФ, как можно было бы предположить, а электорат «Справедливой России» — 63 против 21%. Электорат КПРФ здесь лишь на втором месте — 59 против 20%. Далее идут сторонники непарламентских партий — 57 против 30%, и лишь потом, казалось бы, «патриотичная» «Единая Россия» — 50 против 23%. Сверхпатриотичная же ЛДПР (точнее, ее электорат) — на третьем месте: 49 (т. е. менее половины) против 24%. И даже те, кто не пойдет на выборы, в большинстве своем поддерживают воссоздание блока, подобного Варшавскому договору — 47 против 30%.

Беда в том, что создавать его сегодня уже не из кого. Но если создавать его не из кого, а создавать его нужно, — значит, нужно создать тех, из кого можно было бы его создать.

России нужны не соглашения с НАТО — все равно их судьба будет ненамного долговечнее Договора о ненападении с Германией от 1939 года. России нужен свой Варшавский договор, потому что именно при нем мир был спокоен и безопасен. И потому что, как уже говорилось, по мнению 89% граждан России, «Организация Варшавского договора носила оборонительный, миролюбивый характер. Благодаря ей удалось избежать ядерной войны, долгое время поддерживать мир и стабильность на Европейском континенте».

Пока же Россия его не создаст, а будет наивно верить в возможности договоренностей с НАТО, о безопасности, спокойствии и стабильности в мире и в Европе можно будет только ностальгически вспоминать как об атрибутах советского прошлого.