Каспийский театр энергетической войны

12 сентября в Брюсселе состоялось заседание Совета ЕС, главной темой которого были вопросы энергетической безопасности Евросоюза. В качестве итогового документа был составлен мандат, согласно которому Евросоюз планирует провести переговоры с Азербайджаном и Туркменией о поставке газа в Европу через Каспийское море. Еврокомиссия от лица ЕС будет обсуждать с Ашхабадом и Баку переговоры о строительстве трубопровода, который станет частью магистрали «Южный коридор», с помощью которого Европа планирует снизить зависимость от российского газа. «Европа выступает как единое целое. Транскаспийский газопровод — это крупный проект в рамках „Южного коридора“, цель которого — поставки газа в Европу от новых поставщиков. Мы намерены достичь этого как можно скорее», — подчеркнул еврокомиссар по энергетике Эттингер. Несколько забегая вперёд, можно сказать — эта резолюция даёт начало совершенно новому витку внимания к Каспийскому морю, которое в перспективе может не уступить по своему геополитическому значению морю Средиземному.

Вся схема «Южного коридора» выглядит следующим образом — из Туркмении по Транскаспийскому трубопроводу газ будет идти через Азербайджан и Грузию в Турцию, а оттуда, по трубопроводу Nabucco, в Европу. Первую попытку провести зондаж Евросоюз предпринял ещё зимой, перед чередой революций в энергодобывающих регионах Северной Африки. 17 января Туркмению посетил глава Еврокомиссии Баррозу, который уже тогда попытался договориться с Ашхабадом в области энергопоставок. Баррозу даже «призвал» Туркмению подать заявку на вступление во Всемирную торговую организацию, обещая всяческое содействие в этом вопросе. Январский визит яркими успехами завершён не был, сторона лишь «обменялись мнениями».

Идея Транскаспийского трубопровода также далеко не нова. Мысль о строительстве некоей магистрали, не проходящей через территорию России, возникла в 1996 году у страны, которая от поставок российских энергоносителей не зависит никак — у Соединенных Штатов Америки. Тогда проект рассматривался как альтернатива совместному проекту России и Турции «Голубой поток». Сейчас, когда переживающие кризис страны Европы ищут способы снизить издержки путём удешевления и диверсификации поставок энергоносителей, «реинкарнация» столь давней идеи выглядит вполне органично. И, как следовало ожидать, ряд экспертов и аналитиков поспешил заявить об очередной «смерти» «Газпрома», российского влияния вообще, и прочих обязательных в таких случаях вещах. В первую очередь, разумеется, подобной линии придерживаются представители энергетических кругов Украины, которым любое «антигазпромовское» лыко приходится в строку. Впрочем, влияние Каспия на дружбу братских народов будет рассмотрено ниже. Насколько же интересно и актуально то, что предприняли непосредственно представители Евросоюза и американские вдохновители?

Прежде всего, следует отметить чисто географические вещи. Каспийское море представляет собою самое крупное на планете бессточное озеро, граничащее с пятью государствами — Россией, Казахстаном, Азербайджаном, Ираном и Туркменией. И между этими пятью государствами существуют определённые договоры. Особняком стоит подписанная главами прикаспийских государств в октябре 2007 года Декларация, согласно пунктам которой все основные вопросы деятельности и пользования Каспийской акватории решаются только самими прибрежными странами. Планы Евросоюза, Ашхабада и Баку очевидным образом касаются всех пяти стран Каспия, и радикальным образом влияют на всё — от торговых коммуникаций до экологической обстановки. Что и было отражено в заявлении российского МИДа, озвученного по поводу новостей из Брюсселя.

«Такой трубопровод — это совершенно новое качество, иное по масштабам и потенциальным рискам сооружение, несопоставимое с необходимыми при добыче минеральных ресурсов на дне технологическими трубопроводами от месторождений к берегу, которые существуют в Каспийском море. Насколько нам известно, для Евросоюза это тоже первый подобный опыт, и мы удивлены, что его предполагается „поставить“ именно на Каспии, на берега которого ни одно из государств Евросоюза не выходит», — отметил официальный представитель МИД РФ Лукашевич.

«Решения по столь масштабным проектам должны приниматься при участии всех прикаспийских государств. Рассчитываем, что Совет Евросоюза с должным вниманием отнесется к позиции России и других государств-участников „каспийской пятерки“ и воздержится от действий, не согласованных в соответствующем формате», — заключил Лукашевич.

Если рассуждать логически, то спорить с этими словами трудно. Базовый договор пяти государств существует, равно как и целый комплекс дополнений и уточнений, обеспечивающих спокойное ожидание того момента, когда Каспий будет должным образом разграничен. В настоящее время правовой статус Каспийского моря не определён. Поскольку оно не является морем, представляет собою закрытый водоём, то целый ряд международно-правовых понятий, вроде «исключительной экономической зоны» и «континентального шельфа» в данном случае к нему неприменимо. И, безусловно, начало такого проекта не может не вызвать юридических претензий.

Впрочем, есть и совершенно другая плоскость, лежащая в стороне от интересов прикаспийских государств. Поскольку идея газопровода такого рода изначально планировалась как средство экономически ослабить Россию, то США, несмотря на все «перезагрузки», намерено придерживаться такой линии и впредь.

8 июня на пресс-конференции в Баку посол России в Азербайджане Владимир Дорохин заявил, что «Россия, как каспийская страна, против прокладки по дну этого уникального водоема трубопроводов и газопроводов, которые могут навредить экологическому состоянию Каспия». По словам Дорохина, «Россия и Иран считают, что при строительстве газопроводов на Каспии, экологические вопросы должны согласовываться и приниматься всеми пятью прибрежными государствами». И это, опять-таки, совершенно здравая позиция. При согласовании маршрута «Северного потока» вопросы экологии занимали далеко не последнее место при планировании, и договариваться с экологами Финляндии и Эстонии пришлось вполне серьёзно. И можно было бы предположить, что в случае действительно уникальной экосистемы Каспия этим вопросам нужно также уделять большое значение. Тем не менее, вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана Бейлярбеков заявил, что «Россия не будет чинить препятствий этому проекту, я так думаю. Наряду с этим, с Россией не будут вестись переговоры, связанные с Транскаспийским газопроводом».

Итак, независимо от того будет Россия возражать, или нет, никаких переговоров не планируется. Такое впечатление, что все эти дипломатические директивы следовали непосредственно из американского посольства в Баку. По мнению посла США в Азербайджане Мэтью Брайзы, транспортировка газа по морскому трубопроводу в Европу с экологической точки зрения безопасна, и говорить об экологической угрозе «нелогично». Каждый американский посол, разумеется, по определению компетентный эколог. Но почему трубопровод в водах Северного моря воспринимался некоторыми партнёрами России как прямая угроза здоровью нации, а аналогичный проект в каспийских водах преподносится как стерильный выше всякой степени?

В тот же июньский день, в Турции при участии представителей стран-потребителей и транзитеров состоялось подписание соглашений по поддержке проекта газопровода Nabucco. Туркменистан и Азербайджан — основные потенциальные поставщики газа для данного проекта — в подписании не участвовали. Тем не менее, генеральную линию обозначил, опять-таки, представитель США. На сей раз это был Ричард Морнингстар, дипломат, занимающий примечательную должность — специальный посланник США по вопросам евразийской энергетики. Господин Морнингстар, выступая на пресс-конференции Баку, заявил, что он не видит большой проблемы в этом факте, а также в нерешенности вопроса о статусе Каспия. И сообщил, что «страны региона имеют суверенное право решать сами — кому и как продавать газ».

«Мы всегда поддерживали Транскаспийский газопровод. Если он пройдет только через воды Туркменистана и Азербайджана, то мы не видим причин, почему он не может быть реализован», — говорил Морнингстар. Что само по себе странно, ведь действующий правовой режим Каспия установлен ещё советско-иранскими договорами 1921 и 1940 гг. Эти договоры предусматривают свободу судоходства по всей акватории моря, свободу рыболовства за исключением десятимильных национальных рыболовных зон и запрет на плавание в его акватории судов под флагом некаспийских государств. Все остальные вопросы, таким образом, относятся к категории спорных и требующих обсуждения.

Впрочем, Морнингстар отправил ещё один вполне понятный сигнал о том, что никто с Россией беседовать не собирается вообще. «Что касается утверждений о противодействии России данному проекту, то США и Евросоюз оказывают политическую поддержку проекту. Мы не видим каких-либо преград на его пути, и вопрос должны решать и обсуждать три стороны: Азербайджан, Туркменистан и Евросоюз. Вашингтон поддерживает любые газопроводы, которые будут транспортировать газ из региона Каспия в Европу», — подчеркнул Морнингстар. Жаль, так и не была поставлена точка над «i», и посланник не уточнил, что подобной благосклонностью пользуются только те газопроводы, которые идут в обход России.

Из всего вышесказанного можно сделать единственный вывод — США будет всеми силами лоббировать и обеспечивать дипломатическим (и не только) давлением проект Транскаспийского газопровода. Интерес тут прямой. Туркмения может продавать газ либо России, либо Китаю. И переориентация энергоносителей на Европу, с попутным ущемлением России и Китая, выглядит логичным для американской дипломатии ходом, имеющим к энергетической безопасности ЕС весьма отдаленное отношение.