Восстание олигарха: бунт против создателя

С этой проблемой рано или поздно сталкиваются все творцы гомункулов. В самой логике процесса выращивания заложено создание симулякра предельно похожим на настоящего человека – это же и есть конечная цель. И когда это, наконец, происходит, совершается важное превращение. Чтобы быть человеком, надо обладать своей волей – только тогда можно говорить об удавшемся копировании человека.

Этот момент – обретение репликантом такого уровня человекоподобия, который уже и сам является человечностью, был счастливым, пожалуй, только в кинофильме «Приключения Электроника». «Он плачет! Он смеется!» – говорит помощница изобретателю. И все тоже плачут и смеются от счастья.

Мэри Шелли описывает другой сценарий: творение Виктора Франкенштейна восстает против своего создателя. Потому что гомункул, если это удачно созданный гомункул, сам хочет стать тем, кем его создали. А если неудачный, так кому он и нужен? Даже изобретатели от него отворачиваются. Как и было в случае с предыдущим партийным проектом.

Неудачные симулякры партий и политиков послушны. Удачные – непослушны. Эта зависимость качеств обязательна. Следовательно, восстание против создателя заложено в логику процесса и знаменует успех эксперимента по искусственному выращиванию настоящего политика. А дальше восставший претендует на равное к себе отношение, не получает его, отвергается миром создателей и становится изгоем, – учит нас мировая литература.

Еще накануне большинство склонялось к тому, что все происходящее в «Правом деле» – «сценарий» и PR, чтобы отстроиться от Кремля. Сегодня отстройка осуществлена фактически и политически, с тарарамом и настоящими разоблачениями. Для PR хватит с лихвой. Но для выборов, видимо, уже нет. Регистрация новой партий в эмоциональном порыве – выглядит вдохновляюще, но когда собирать подписи, подавать на регистрацию в Минюст и ЦИК? Понятно, что чисто технически – все это мимо выборов. Не говоря уж об избирателях. Которым, наверное, сейчас покажут по телевизору, почему российская демократия изгнала из своих рядов миллиардера-диктатора, пожелавшего прихватизировать по своей олигархической привычке целую партию. И это для него самое лучшее, что могут теперь показать про него по телевизору.

Каковы были причины скандала? Версий несколько. Театральная уже очевидно отпадает. Говорили о коммерческой: дескать, крупный капитал в политику теперь не заманишь ни за какие коврижки, технологам особо и заработать не на чем. На принудительных партийных пожертвованиях особо не разживешься. Поэтому будто бы был такой сценарий: возродить партию, изобразить высочайшее одобрение, дать ее поносить крупному честолюбивому бизнесмену. И вот якобы перед съездом некие санкционирующие силы предъявили угрозу перехвата, требуя таким образом с олигарха доплаты за лицензию на осуществление партийной деятельности. А он уже подумал, что политик, а не данник.

Другая версия предполагает изначальную реальность политических ставок на правую партию ради расширения спектра игры, но последовавшее затем охлаждение Кремля к Прохорову из-за перестановок в администрации и перехода вдохновителя на другую работу.

И все же более правдоподобной выглядит версия, которая и предложена самими фигурантами (иногда бывают и просто сны), – камнем преткновения, или катализатором, стал Ройзман.

Скорее всего, олигарх-гигант взбунтовался против унизительного для себя уровня согласований. Будучи призванным стать политиком, он настолько удачно реализовал задуманное, что стал политиком. То есть обрел в политике свою волю. Чего в прежних попытках никому не удавалось. Если использовать литературную аллегорию, то бунт симулякра – это однозначный успех эксперимента по его выращиванию.