Россия продолжает «удивляться» продвижению американской ПРО

Тем временем Вашингтон и Бухарест подписали договор о ее размещении на румынской территории.

Главы внешнеполитических ведомств США и Румынии Хиллари Клинтон и Теодор Баконски подписали в Вашингтоне соглашение о размещении ПРО на румынской территории. Как передает ИТАР-ТАСС, документ был подписан в ходе рабочего визита в США президента Румынии Траяна Бэсеску, который провел там переговоры с вице-президентом Джо Байденом. Главу Румынии также принял в Белом доме президент США Барак Обама. Хотя в программе визита их встреча не значилась, беседа продолжалась около получаса, сообщают румынские СМИ.

Это соглашение, однако, не стало сюрпризом для России. Румынский президент Траян Бэсеску еще года два назад выразил инициативу по размещению элементов американской ПРО на территории своей страны. Но тогда как вашингтонские, так и московские должностные лица вовсю разглагольствовали о начавшейся «перезагрузке» российско-американских отношений, шли еще переговоры по СНВ-3, и с развертыванием систем ПРО в Румынии американцы решили не торопиться. Очевидно, резонно рассудив, что в спешке резона нет, т. к. Румыния с ее русофобским руководством в любом случае всегда будет рада принять хоть американские военные базы, хоть установки ПРО – по мере американских запросов. Ну а в текущем году, очевидно, было принято решение, что время пришло.

И 3 мая этого года президент Румынии Траян Бэсеску гордо объявил на весь мир, что Бухарест и Вашингтон договорились о размещении элементов ПРО США на юге Румынии. МИД России потребовал от США юридических гарантий ненаправленности ПРО против российских ядерных сил. Бэсеску в ответ заявил, что Румыния не намерена давать России какие-либо юридические гарантии. В свою очередь, президент РФ Дмитрий Медведев 14 мая направил главам государств – членов Совета Россия – НАТО послания, в которых подчеркнул необходимость надежно гарантировать, что развертываемые в Европе противоракетные потенциалы не станут подрывать стратегическую стабильность и не будут направлены против какой-либо из сторон. Как язвительно отмечает ИА Regnum, между тем российский МИД ждал «гарантий» в течение всего 2010 года, пока Вашингтон и Бухарест вели переговоры о размещении на территории Румынии элементов ПРО США.

От себя же напомним, что после того, как в свое время аналогичные элементы ПРО выразили готовность разместить у себя Польша и Чехия, Россия ответила обещанием в ответ разместить в Калининградской области ракетные комплексы дальнего действия «Искандер», что произвело должное впечатление на граждан этих стран и, без сомнения, способствовало отмене соответствующих планов. После того, как с аналогичными инициативами выступила Румыния, руководство Приднестровской Молдавской Республики обратилось с предложением к России разместить «Искандеры» на ее территории, но это предложение было проигнорировано. Напротив, российская дипломатия проявляет чудеса изобретательности, чтобы вынудить ПМР войти в состав Молдовы, руководство которой не скрывает своих планов на присоединение все к той же Румынии. Да и румынский президент Бэсеску, не стесняясь, отказывается заключать с Молдовой договор о границе, заявляя, что таким образом узаконивает пакт Молотова – Риббентропа. И, соответственно, имеет виды на присоединение к Румынии все той же Молдовы.

Теперь же, согласно подписанным 13 сентября американско-румынским соглашениям, принято решение, что элементы американской ПРО наземного базирования будут устанавливаться на бывшей военно-воздушной базе Девеселу на юге Румынии. Фактически это будет американская военная база, которая будет включать РЛС-комплекс Aegis, центр оперативного управления ПРО и мобильные батареи с ракетами-перехватчиками SM-3 Standart-3. Их будут обслуживать 200 американских военнослужащих, однако при необходимости их численность может быть увеличена до 500.

По этому поводу пресс-служба российского МИД лишь меланхолично констатировала: «Запланированная к развертыванию в Румынии к 2015 году, независимо от эволюции реальных ракетных вызовов, противоракетная база – очередное звено в выстраиваемой Соединенными Штатами Америки стратегической инфраструктуре глобальной противоракетной обороны». Очень меткое замечание, а самое главное – очевидное, наверное, даже для детей младшего школьного возраста.

«Договоренность с Румынией о размещении на бывшей базе ВВС Девеселу наземного варианта противоракет SM-3 и системы «Иджис», как и недавнее объявление о предстоящем размещении в Турции американского противоракетного радара передового базирования AN/TPY-2, свидетельствует о том, что реализация противоракетных планов США в Европе идет быстро и планомерно. Это происходит на фоне отсутствия прогресса в российско-натовском и российско-американском диалоге по тематике ПРО», – также констатирует МИД РФ.

И взывает гласом вопиющего в пустыне: «Отмечаем, что развитие событий лишь повышает актуальность получения от США и НАТО твердых, юридически обязывающих гарантий ненаправленности развертываемых ими в Европе противоракетных средств против стратегических ядерных сил России. Требуется также выработать в Совете Россия – НАТО действенные и предметные решения относительно замысла и архитектуры ПРО, разворачиваемой в регионе». Хотя между тем понятно, что если президент не бог весть какой страны вроде Румынии гордо объявляет, что не намерен давать России какие-либо гарантии, то что уж ждать от Вашингтона…

В этой связи стоит напомнить и о состоявшемся недавно соглашении США с Турцией о размещении на ее территории элементов американской ПРО, о чем КМ.RU уже рассказывал. Тут стоит вспомнить и о саммите НАТО в Лиссабоне с участием РФ осенью прошлого года, который у нас объявили «большим дипломатическим успехом». Видите ли, тогда НАТО официально объявило, что не считает Россию своим противником, и тогда же было принято «принципиальное» решение о создании некой «совместной европейской ПРО» с участием России. Вопрос о «совместной» ПРО с тех пор не сдвинулся ни на сантиметр. Но, как выясняется, именно в Лиссабоне принципиально решался вопрос о размещении американских ПРО в Турции.

Официальный представитель министерства иностранных дел этой страны Сельчук Унал без обиняков сообщил об этом в начале сентября: «Решение о реализации проекта системы защиты от ракетного нападения США и НАТО было принято на саммите с Лиссабоне в 2010 году. Турция изначально активно содействовала этим планам и внесла значительный вклад в работу. Велись переговоры по вопросу степени участия Турции в этой системе, которые наконец вступили в заключительный этап».

Между тем 2 сентября МИД РФ попросил гарантий в связи с решением Турции разместить на своей территории американскую РЛС. Надо ли говорить, что, как и в случае с Румынией, никаких гарантий, кроме устных заявлений о самых дружеских по отношению к России намерениях, не последовало.

Также ранее, в июне 2011 года, МИД РФ дважды выражал озабоченность по поводу перемещений крейсера ВМФ США «Монтерей» в рамках украинско-американских учений «Си Бриз – 2011» и его захода в грузинский порт Батуми. США и Украина тогда также дали понять, что «озабоченность» Москвы их не интересует. В то же время, напоминает ИА Regnum, президент РФ Дмитрий Медведев в мае 2011 года заявил, что намерен ждать от НАТО гарантий ненаправленности ПРО против России до 2020 года.

Но подобное долготерпение российского президента американцев, похоже, не особенно интересует. РИА «Новости» подробно рассказывает о поэтапном плане американцев по строительству ПРО, причем, разумеется, без всякого российского участия. На первом этапе создания системы ЕвроПРО, который должен завершиться в этом году, предусматривается размещение в Европе уже созданных и доказавших свою эффективность систем противоракетной обороны, включая системы морского базирования Aegis. Радар, который разместят в Турции, – это морская мобильная радарная система обнаружения AN/TPY-2. Размещение радара и ракет-перехватчиков позволит отражать региональные баллистические ракетные угрозы Европе.

Вторая фаза завершится к 2015 году. После необходимого тестирования планируется разместить более мощную модификацию перехватчика SM-3 («Блок-IB») в версиях для морского и наземного базирования, а также более совершенные сенсоры, необходимые для расширения защищаемого района от ракетных угроз ближнего и среднего радиуса действия. Третья фаза, которая должна закончиться в 2018 году, предполагает разработку, тестирование и размещение усовершенствованного SM-3 («Блок IIA»). Четвертая, завершающая фаза предполагает размещение SM-3 («Блок IIB») с тем, чтобы лучше противодействовать ракетным угрозам среднего и дальнего радиуса и возможным будущим межконтинентальным баллистическим ракетным угрозам против США.

Таким образом, создание системы ПРО планируется завершить к 2020 году, т. е. как раз к тому сроку, до которого российский президент выразил готовность ждать гарантий ее ненаправленности против России.