ЕС придется выбирать между экономикой и идеологией?

ЕС придется выбирать меньшее из двух зол. Сохранить Грецию в еврозоне? Для этого нужны бесконечные финансовые вливания, экономически расшатывающие саму Германию и ослабляющие евро. Провести «ампутацию» проблемной страны? Это может укрепить евро, но будет означать крах общеевропейской утопии. Экономика и идеология вступили, таким образом, в непримиримый конфликт. При этом само немецкое общество, по сути, отторгает «общеевропейскую» идеологию в противовес идее создания мощной сферы экономического влияния Германии в Европе.

В последнее время стало модным употреблять выражение «арабская весна» в контексте краткого обозначения политических изменений на Ближнем Востоке. Думается, что для описания финансово-экономических сложностей ЕС вполне можно, по аналогии с «арабской весной», ввести в словарь истории финансовых кризисов термин «европейская осень».

Главная проблема происходящих вокруг евро в том, что всё меры по спасению одновременно локальны, не охватывают всего процесса целиком, да к тому же изрядно запаздывают по времени.

Несмотря на декларируемое единство и равенство членов еврозоны, жизнь этого территориально-валютного объединения всецело находится в руках Германии. 31 августа правительство Ангелы Меркель вынесло на рассмотрение законопроект об увеличении объемов EFSF (европейского стабилизационного фонда) до 780 миллиардов евро, и придании стабфонду ряда дополнительных регулирующих функций с целью более успешной борьбы с долговым кризисом в еврозоне. «Придание регулирующих функций» в данном случае следует понимать как создание даже не рычагов, а увесистых дубин, позволяющих обеспечить неукоснительное соблюдение увязшими в долгах странами рекомендаций EFSF. Бундестаг и бундесрат должны проголосовать по законопроекту в конце сентября.

Некоторые приятные для стран-должников новости вроде бы имеются. Конституционный суд ФРГ 7 сентября признал соответствующим немецкому Основному закону оказание Германией финансовой помощи Греции и само создание общеевропейского стабфонда, чему противились достаточно влиятельные политики в самой Германии. Впрочем, решение суда также содержит требование о более полновесном присутствии самого бундестага при решении подобных вопросов. В частности, любые шаги правительства по выделению новых траншей финансовой помощи государствам, балансирующим на грани банкротства, должны быть в обязательном порядке одобрены парламентским комитетом по бюджету. Уточнения более чем разумны — в конце концов, Европа — не США, печатать по примеру доллара свои денежные единицы безо всякой меры не может, а в условиях мирового кризиса требуется ещё более рачительное отношение к собственной валюте, налогам и финансовому климату вообще. Ведь в общеевропейских 780 миллиардах евро 211 миллиардов будут вкладом непосредственно Германии.

И вроде бы, усилиями немецкого канцлера, существует пространство для маневра, позволяющее в конце сентября наметить новые шаги, целью которых будет спасение Греции. Насколько эти шаги будут и могут ли вообще быть у спешными — вопрос отдельный. Ведь уже обозначен временной лимит, после которого ситуация в очередной раз изменится. И все принимаемые сейчас законопроекты и планы по спасению могут в одночасье оказаться неактуальными.

12 сентября 2011 г. замминистра финансов Греции Филиппос Сахинидис вылил ушат холодной воды на голову финансовым экспертам, сообщив, что греческие власти располагают финансовыми средствами, чтобы удержать страну на плаву до октября. После этого Афины останутся без денег. «Мы располагаем средствами, чтобы продержаться до октября», — сообщил чиновник в ответ на вопрос, если ли у греческого правительства деньги, чтобы выплачивать пенсии и зарплаты. «Конечно, мы надеемся найти решение, чтобы продолжить все выплаты и в дальнейшем», — добавил господин Сахинидис.

Таким образом, официально сообщается, что всех оставшихся у греческого Минфина денег достаточно лишь на то, чтобы обеспечивать важнейшие выплаты в течении двух недель. А как жить дальше — предполагается решить в указанные выше сроки. Причём международные, читай — европейские кредиторы, не демонстрируют желания выделять Греции уже шестой по счету транш в 8 млрд. евро, обвиняя греческие власти в саботировании программ по сокращению бюджетного дефицита.

Глобализация, как и всё в этом мире, имеет как позитивную, так и негативную сторону. Если проблема выходит за некие качественные рамки, то её уже не получается локализовать путём финансового «карантина». Размеры долга Греции таковы, что терапией уже не отделаться. И, в любом случае, по престижу евро или по идеологии Евросоюза будет нанесёт серьезный удар.

ЕС придется выбирать меньшее из двух зол. Сохранить Грецию в еврозоне? Для этого нужны бесконечные финансовые вливания, экономически расшатывающие саму Германию и ослабляющие евро. Провести «ампутацию» проблемной страны? Это может укрепить евро, но будет означать крах общеевропейской утопии. Экономика и идеология вступили, таким образом, в непримиримый конфликт.

Судьба Греции решается в Германии, и все зависит от того, как между собой договорятся политико-финансовые круги именно этой страны. Министр экономики Германии Филипп Реслер заявил, что больше не исключает возможности организованного банкротства Греции в целях спасения евро. «Чтобы стабилизировать евро, больше нельзя даже краткосрочно запрещать себе какие-либо идеи», — отметил Реслер. А в министерстве финансов ФРГ уже просчитывают два сценария на случай возможной неплатежеспособности Греции. Первый вариант предусматривает, что после дефолта Греция останется членом еврозоны, во втором — обструкция будет тотальной, Греция откажется от евро и возвратится к своей национальной валюте — драхме. И глава входящей в правящую коалицию Германии партии ХСС Хорст Зеехофер поддержал министерство финансов, заявив, что возможное исключение Греции из еврозоны больше не должно рассматриваться как табу. «Если грекам, несмотря на все усилия так и не удаться преодолеть бюджетный кризис, возможность выхода Греции из еврозоны также нельзя исключать», — отметил Зеехофер. Впрочем, сам министр финансов от консервативного блока партий ХДС/ХСС Вольфганг Шойбле последовательно настаивает на первом варианте.

Объективно говоря, самой Греции тоже в какой-то степени может помочь процедура банкротства со списанием долговых обязательств. Доходность греческих облигаций достигла цифры в 21 процент, что находится даже за гранью дефолта. В случае банкротства кредиторы потеряют около 340 миллиардов евро нынешних греческих долгов. При этом Греция будет вынуждена начинать строить финансовую структуру с абсолютного нуля.

Однако кто является кредитором Греции? В первую очередь, немецкие и французские банки. И потому, борьба за спасение Греции — это, во многом, борьба банков за возврат денежных средств.

Прежде всего, это касается французских банков. Французский банк Societe Generale скорректировал стоимость имеющихся у него греческих бондов на 395 млн евро в сторону понижения. При этом общий объем своих рисков по госбондам стран PIIGS по состоянию на 30 июня Societe Generale оценивает в 10,5 млрд евро. Что на миллиард больше, чем в конце 2010 года. Нужно признать, что немецкий Deutsche Bank сократил свои риски в тех же странах на 70%, доведя их до объема 3,7 млрд евро. Во втором квартале этого года прибыль Societe Generale от зарубежного бизнеса с частными клиентами снизилась на 7,2%, в то время как в самой Франции этот показатель вырос на 9,5%. В качестве одной из мер по снижению издержек, Societe Generale сократит 2000 своих служащих в России. Предстоящий вердикт кредитного агентства Moody’s, с середины июня готовящего не сулящий ничего хорошего пересмотр рейтингов французских банков, также не добавляет уверенности, вызывая дальнейшее, пока «предупредительное» падение их акций.

Все принимаемые во имя спасения Греции решения неизбежно приходится соотносить с внутренней политикой и общественным мнением самой Германии. Тем более, что «переливание денег» уже негативным образом сказалось на результатах партии Ангелы Меркель во время прошедших региональных выборов. Согласно данным соцопросов, 74 процента немцев высказались против запланированного расширения EFSF, и это неприятие не зависит от симпатий к тем или иным политическим партиям. При этом 50% негативно оценивают работу всего правительства Меркель. И те же 50% полностью согласны с тем, что ЕС нужен жёсткий порядок и контроль в финансовых вопросах. Также популярностью пользуется мысль о том, что сотрудничество и сближение Германии следует проводить в выборочной форме, с некоторыми из европейских соседей, а не со всеми государствами ЕС сразу. То есть, немецкое общество, по сути, отторгает «общеевропейскую» идеологию в противовес идее создания мощной сферы экономического влияния Германии в Европе.

Со своей стороны греческий премьер Георгиос Папандреу решительным образом отклонил возможные сценарии выхода Греции из еврозоны, назвав их «несерьезными», и предложил свой рецепт спасения Греции. Папандреу заявил, что в ходе запланированного на конец сентября визита в Берлин обсудит с Ангелой Меркель поставки в Германию солнечной электроэнергии.

«Мы могли бы поставлять в Германию от 10 до 15 тысяч мегаватт», — заявил Папандреу. По его словам, это планируется осуществлять в рамках разработанного проекта «Гелиос». По словам греческого премьера, покупать солнечную электроэнергию в Греции более выгодно, чем в Африке, с учетом последних политических потрясений на этом континенте. В Греции, по сообщениям инициаторов проекта, насчитывается 300 солнечных дней в году, а интенсивность солнечного излучения на 50 процентов выше, чем в Германии. Кроме того, проект поможет создать в Греции от 30 до 40 тысяч рабочих мест.

Все бы хорошо, но проект «Гелиос» предусматривает увеличение выработки солнечной электроэнергии в Греции с сегодняшних 206 мегаватт до 2,2 гигаватт лишь… к

2020-му и 10 гигаватт… к 2050 году. Возможно, имея свободных денег лишь на две недели, лучше не заглядывать в будущее на 40 лет вперед.