Отношения между Польшей и Литвой плохи, как никогда раньше

Об этом говорят в Варшаве и в Вильнюсе, между ними разворачивается своеобразная холодная война. Повод к ухудшению отношений — новый литовский закон об образовании. По утверждению польской стороны, он дискриминирует польское национальное меньшинство в Литве. С целью улаживания конфликта создана двусторонняя комиссия.

Новый литовский закон об образовании осложнил и без того непростые польско-литовские отношения. От давних конфликтов относительно правил написания литовско-польских фамилий, двуязычных названий населенных пунктов и улиц, добавились дискуссии о судьбе польских школ в Литве.

Согласно новому литовским законом, учащиеся школ национальных меньшинств должны сдавать выпускной экзамен по литовскому языку на том же уровне, что и ученики-литовцы. Раньше нацменьшинства составляли выпускной экзамен по литовскому языку по упрощенной программе.

Кроме того, школьники не литовцы должны изучать историю и географию Литвы на литовском языке. На литовском языке будет преподаваться и предмет основ патриотического воспитания.

Польша напоминает Литве, и в Евросоюзе

Новый закон возмутил наибольшее национальное меньшинство в Литве — польский. Она составляет почти 7 процентов населения Литвы и преимущественно сосредоточена в окрестностях литовской столицы Вильнюса. В ответ на принятие такого закона учебный год в ста польских школах Литвы начался с забастовки.

Литовские поляки считают, что закон об образовании направлен на то, чтобы ускорить их ассимиляцию с литовским большинством. Польское меньшинство апеллировало в Варшаву, чтобы та поддержала требования отменить противоречивый закон.

Реакция из Варшавы была незамедлительной. По поводу ситуации польского меньшинства высказались высшие должностные лица Польши, а в Вильнюс поспешили официальные делегации. Польский премьер-министр Дональд Туск во время визита в Вильнюс заявил, что польско-литовские отношения будут такими, как отношение литовского государства до польского меньшинства.

А польский министр иностранных дел Радослав Сикорский утверждает: «Литва — это суверенное, свободная страна, она сама выбирает себе друзей. У меня сложилось впечатление, что мы на протяжении 20 лет несколько навязывали свою дружбу литовцам. Теперь мы ждем жест взаимности, на то, чтобы нашу протянутую навстречу литовцам руку не отвергали путем принятия решений, наносящих удар польскому меньшинству. Это не так сложно решить, чтобы не осложнять ситуацию в польских школах в Литве. Это то, что в Европейском Союзе не должно быть чем-то чрезвычайным ».

В своеобразный способ своей солидарности с литовскими поляками высказал бывший президент Польши Лех Валенса. Он отказался принять одну из высших литовских государственных наград «Крест Великого ордена Витольда Великого», которой Валенсу должны были вручить.

Литва говорит, что в ней меньшинства привилегированные

В свою очередь литовские чиновники утверждают, что в Европе нет другой такой страны, как Литва, где языком нацменьшинства можно учиться на всех уровнях, начиная от детсада и до высшей школы. По мнению литовских политиков, которые принимали закон об образовании, цель нововведения — углубить интеграцию польского меньшинства в литовское общество. Официальный Вильнюс надеется, что спорный вопрос польского школьного в Литве сумеет решить совместная польско-литовская группа по вопросам образования.

Премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс призывает стороны к диалогу. В интервью литовскому польско-говорящему радио «С-над Вилии» он, в частности, сказал: «Мы всегда готовы к диалогу с Польшей. Мы видели, что в последние годы его не хватало, причем не, всегда по нашей вине. Поэтому я горячо призываю к искреннему и объективному диалогу ».

Впрочем, пока что, несмотря на многочисленные декларации и пылкие призывы к согласию, польско-литовской группе по вопросам образования не удалось достичь консенсуса. Польское меньшинство в Литве заявляет, что готово до следующей школьной забастовки.