Манифест Правого Дела. Версия 2.

Дорогие друзья! Обращаюсь к вам с просьбой поработать над текстом Манифеста Партии «Правое дело». Это новый вариант Манифеста, подготовленный мной с другой группой экспертов. Он сильно отличается от первого и учитывает те многочисленные замечания и предложения, которые высказывались по отношению к первому документу. Первый вариант также перерабатывается и меняется в настоящий момент и его следующую версию мы также вывесим на обсуждение.

Хочу еще раз сказать, что и этот документ может быть не последним. Я вообще против догм. Мы до конца избирательной кампании выпустим еще целый ряд документов, которые также планируем дорабатывать и улучшать с вашей помощью.

Если что-то плохо сформулировано — поправьте, дайте свой вариант. Если чего-то не хватает — добавьте что-то свое важное, наболевшее. Например, в этом документе не хватает действий, которые нужно предпринять партии в ближайшее время. Предложите их.

Зачем все это? После публикации первого Манифеста я уже услышал множество оценок и положительных, и отрицательных. Но мне очень важно получить не только мнения, но и конструктивные поправки и дополнения.

Почему это так важно? Не секрет, что у меня пока мало опыта подготовки текстов, обращенных одновременно к миллионам людей и к каждому человеку в отдельности. Я хорошо представляю, какие сложные проблемы стоят перед страной, понимаю, что надо делать в политике в первую очередь. Я отчетливо вижу, что и как я буду делать. Как говорится, труба зовет! Но как это правильно донести, объяснить, сформулировать? Вот в чем проблема!

Мне хочется, чтобы Манифест партии очень точно говорил о самом главном. И был бы наполнен энергетикой, чтобы зажигал. И банальным он быть не должен, типа за все хорошее против всего плохого.

Вот я и обращаюсь к вам — неравнодушным и способным помочь в моем непростом деле. Я уверен, что с вашим участием наши документы станут точнее и ярче. Но не только. Я надеюсь, что получу от вас подсказки, идеи, советы. Я хочу лучше понимать, как вы представляете себе, какие я должен перед собой ставить цели, к чему я должен идти, чего добиваться. Я уже усвоил, что хороший политик должен находиться в постоянном резонансе со своими избирателями. Поэтому я вас и зову!

Мы в партии создадим Совет народных экспертов, куда будем вовлекать самых толковых и неравнодушных. Чтобы работать, чтобы вместе искать ответы на два простых, но важнейших для меня вопроса:

«Как исправить то неправильное, неразумное, архаичное, что мешает, мучает, тормозит?» и
«Как создать то новое, современное, технологичное, что будет способствовать улучшению, развитию, успеху?»

Спасибо вам и удачи!

Манифест Правого Дела. Версия 2

Работу – трудоспособным
Заботу — детям
Льготы – пенсионерам
Тюрьмы – коррупционерам

Власть во имя народа и от имени народа

Принимая решение о начале предвыборной кампании, партия «Правое Дело» заявляет о своей оценке состояния нашей страны и задачах ее развития на ближайшие 10-20 лет.

Партия оценивает политическую и социально-экономическую ситуацию в России с точки зрения интересов ее граждан, всех россиян – работающих и пенсионеров, предпринимателей, молодого поколения и государственных служащих. «Правое Дело» волнуют не декларации и макроэкономические показатели, а ответ на простые вопросы: хотят ли граждане России жить в России, довольны ли они тем, что обязано давать им государство, есть ли работа у всех, кто хочет работать, всем ли доступно качественное образование и квалифицированная медицинская помощь, опасно или безопасно заниматься в России бизнесом, привлекательна ли Россия для инвесторов? Каково место России в быстро меняющемся мире?

На сегодняшний день в стране осуществляются 193 стратегии, еще 120 готовятся. Правительство одновременно проводит 60 реформ в системах образования, здравоохранения, в административном управлении и других сферах. Мы утверждаем: у нашего государства нет ясной и реалистичной картины будущего страны.
В декабре 2011 года, когда состоятся выборы в Государственную Думу, исполнится 20 лет со времени распада Советского Союза и начала событий, которые называют демократической революцией в России. Куда шла наша страна эти двадцать лет?

20 лет спустя

Показатели достатка остались такими же, как и в конце 80-х. Гражданин России сейчас может купить намного больше водки и сигарет, но жилье, качественная медицина и образование стали еще более недоступными. Уровень социального неравенства за это время вырос втрое.

От переписи 2002 года до переписи 2010–го социальная структура российского общества года не изменилась ни на процент: 20% — элиты и средний класс, 70% — ниже среднего, 10% — за чертой бедности. Доходами выше 90 тысяч рублей на семью располагают не более 15% населения. 76% населения тратят на еду и обязательные платежи 2/3 семейного бюджета. 75% населения России не могут себе позволить уехать в отпуск даже на территории страны. 35% населения в трудоспособном возрасте готовы немедленно уехать из страны на заработки или на ПМЖ, если им предоставится реальная на то возможность. Страну за последние годы покинули 2 миллиона квалифицированных специалистов. 34% населения испытывают постоянное желание «кого-нибудь убить».

За 20 лет страна утратила значительную часть промышленного потенциала. Занятость в обрабатывающей промышленности сократилась вдвое. Производительность в машиностроении за последние 10 лет снизилсь в 6 раз. Средняя производительность труда в росийской экономике составляет 6-10% от показателей Соединенных Штатов. 14% трудоспособного населения заняты в сфере оборонной и правоохранительной деятельности – они не участвуют в производстве добавленной стоимости.

За последние 12 лет цены на нефть увеличились в 10 раз, но бюджет страны, по-прежнему критически зависящий от экспорта сырья, балансирует на грани дефицита. В федеральном бюджете на ближайшие три года сокращаются расходы на образование, здравоохранение и ЖКХ. Растут расходы только на оборону и правоохранительную деятельность. Это лишает бюджетную систему ресурсов для финансирования очередного этапа пенсионной реформы. Без нее пенсионный фонд не в состоянии справиться с дефицитом, который не смогло устранить даже увеличение социальных взносов – фактически, налогов на занятость. Их рост приведет к тому, что по итогам 2011 года около 20% малых предприятий закроются и примерно 30% «уйдут в тень».

Таковы факты. Причины, которые ведут нашу страну к деградации нам очевидны.

Первая и главная: В Советском Союзе не было главной движущей силы развития – конкуренции. Необхомость разрушить политическую монополию власти и экономическую монополию государства двадцать лет назад была очевидна всем.

Ворвавшаяся с Россию конкуренция принесла стране хаос 90-х, страна оказалась на грани распада, этот крен стала поддерживать новая автократия. У нас не было тогда иного выхода. Но сохранив страну, автократическая власть за двадцать лет вновь уничтожила конкуренцию – в политике, и в экономике, вновь лишила народ возможностей определять собственную судьбу и судьбу страны. Она ведет Россию к прежнему застою.

Конкуренции нет в политике. У назначенного губернатора нет ни соперников, ни ответственности перед избирателями. Общество лишено контроля над действиями исполнительного аппарата, и это основа чиновного произвола.

Конкуренции нет в экономике. Двадцать лет спустя 70% экономики снова находится под контролем государства. В стране 3 миллиона юридических лиц, но половину ВВП обеспечивают несколько десятков компаний. Отсюда все эффекты монопольной экономики.

Такова цена политики социально-экономической стабильности, которая 10 лет назад была необходима как временная мера, но сейчас стала главным препятствием развития страны. В рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума 2010 года Россия опустилась на 63-е место, между Шри Ланка и Уругваем. Россия признана международными экспертами единственной страной в мире, инновационный потенциал которой деградирует, он в три раза ниже, чем у Шри Ланки и хуже, чем у Вьетнама. Улучшение показателей макроэкономической стабильности, на котором который год подряд сосредоточена экономическая политика правительства, не смогло перевесить их падение в других сферах: качестве общественных институтов, эффективности рынка труда, уровня развития бизнеса и инноваций. «Конкуренция, внутренняя и внешняя, подавляется рыночными структурами, которые управляются несколькими крупными фирмами, неэффективными антимонопольными законами и запретами на торговлю и иностранное владение», — говорят авторы отчета. Такова цена отказа от конкуренции.

Причина вторая: За двадцать лет Россия не сумела – или не захотела – уменьшить свою зависимость от экспортоориентированной сырьевой экономики.

Природные ресурсы России, ее сырьевые запасы всегда останутся основой нашей экономики. Наивно считать, что производство электроники или автомобилей когда-нибудь станет приносить стране больше дохода, чем нефть, газ, лес и руда. Но несырьевые отрасли должны быть развиты до уровня, соответствующего современной экономики XXI века. Они, а не монополия сырьевых госкомпаний, должны дать России независимость от кризисов и независимость россиянам от импорта, потрясений доллара и евро.

Этого не происходит. Ради стабильности доходов бюджета монополизированы и консолидированы под контролем государства стратегические, сырьевые отрасли, в то время как остальные не развиваются. Такая социально-экономическая системане нуждается в росте производительности, эффективности и достатке граждан . Ее главный приоритет – стабильность доходов бюджета, которая обеспечивается очень небольшим числом очень крупных компаний с с государственным участием. Она не нуждается в гражданской и экономической активности населения, превратив бюджет в единственный источник сохранения социальной стабильности. Она лишила граждан России возможности как увеличивать этот бюджет за счет собственного предпринимательства, так и контролировать.

Такой тип социально-экономического устройства патологически неспособен к переменам и развитию. Он может лишь воспроизводить себя, проваливаясь в кризисы и восстанавливаясь, по мере возможности, в периоды роста мировых цен на энергетическое сырье.

Сохраняя нынешнее положение, Россия рискует стать единственной страной в мире, которая сумеет в XXI веке в точности повторить классическую модель экономики Европы XVII века: неважно, есть ли в стране производство. Значение имеет лишь то, что экспорт должен быть больше импорта, и они должны быь полностью подконтрольны государству. Но тогда и социальная система страны должна стать копией «придворного общества» Людовика XIV. С элитами, полностью подконтрольными короне, и населением, в котором государство не видит ничего, кроме источника налогов.

Риски, с которыми Россия столкнулась на исходе второго десятилетия своей независимой истории, недопустимы. Они требуют соединения социальной и экономической активности граждан с профессионализмом людей, которых объединяет «Правое Дело».

«Правое Дело» видит необходимость в немедленных действиях в нескольких принципиально важных направлениях:

1. Политическая система. Задача партии – вернуть в политическую систему России выборность глав субъектов Федерации и подлинную состязательность претендентов на депутатские мандаты. Это единственный способ обеспечить ответственность власти за ее действия и эффективный контроль общества над исполнительной властью, доминирующей сейчас в политической системе. Это единственный путь к тому, чтобы остановить и произвол власти, и ее ничем не ограниченные возможности совершать грубейшие ошибки в социально-экономической политике.

Бесконтрольность власти, наделяя институты государства возможностью произвола, начисто лишает их каких бы то ни было стимулов к модернизации экономики и социально-политической системы. Такая власть принципиально заинтересована только в неизменности существующего положения. Это гарантирует административному аппарату сохранение статуса как высшей ценности такой системы. Именно статус, а не усилия и достижения, становятся в ней основой самых больших доходов. В этом подлинная, глубинная природа коррупции и множества других чиновных злоупотреблений. В рамках сложившейся системы они – капитализация статуса.

Правительство Российской Федерации должно формироваться по результатам парламентских выборов. Только так можно добиться того, чтобы политические партии несли ответственность за свои предвыборные обещания.

2. Судебная система. Партия будет добиваться установления подлинной состязательности судопроизводства. Ничто не должно ограничивать права гражданина в судебных исках против государства. Любое давление институтов или представителей власти на суд будет рассматриваться как уголовное преступление в категории особо тяжких.

Право рассматривать споры бизнеса и государства будет предоставлено третейским судам, которые должны стать судами конечной инстанции. Предпринимателям будет предоставлено право обращаться в суды с исками о злоупотреблении полномочиями со стороны чиновников. Уголовные дела против предпринимателей должны возбуждаться только после рассмотрения дела в судах общей юрисдикции. Уголовные дела против руководителей компаний по искам других компаний допустимо возбуждать только по результатам арбитражного разбирательства между компаниями и только в случае, если арбитражный суд признает неправоту ответчика

3. Социальная политика. Защита социально незащищенных слоев населения – безусловная и неоспоримая ответственность государства. Но социальная политика, направленная исключительно на перераспределение бюджетных расходов в пользу нуждающихся – прямой путь к насильственному равенству в нищете.

Социальная политика партии «Правое Дело» исходит из того, что все люди от рождения обладают разными способностями, но равными правами проявить их. Истинная справедливость состоит в том, чтобы обеспечить каждому эти равные возможности в образовании, карьере, политике и социальной сфере. Партия будет добиваться того, чтобы поддержка дееспособных граждан стала не менее значимой частью социальной политки государства. Отсутствие социальных лифтов, возможности реализовать свои жизненные планы не может быть компенсировано никаким уровнем пособий и льгот.

В этом отношении предметом особого внимания партии будет проблема бедности. «Правое Дело» будет добиваться принципиального пересмотра основ нынешней социальной политики, которая привела к системному воспроизводству бедности в стране.

Необходим пересмотр самих критериев, по которым оценивается уровень бедности и отказ от расчета ее показателей на основании произвольно определяемой «потребительской корзины». Бедность – это, прежде всего, лишения. И поэтому будет разработана адекватная потребностям система их оценки.

Приоритетной программой партии в этом вопросе будет проблема бедности в семьях с детьми. В рамках действующей социальной политики сосредоточенность на увеличении доходов пенсионеров привело к тому, что бедность в России сконцентрировалась именно в семьях с детьми. Это недопустимо. Доходы пенсионеров все равно недостаточны для достойной жизни, и они будут увеличиваться. Но будущие поколения российских граждан не могут и не должны быть лишены возможности получить качественное образование и достойную работу. Это не личное дело каждого. Это вопрос стратегических перспектив страны.

Социальная помощь будет исключительно адресной. При этом, органы власти должны нести полную ответственность за предоставленные ими льготы, не перекладывая ее на лиц, уполномоченных оказывать услуги льготным категориям граждан.

4. Экономика. В мире нет ни одной страны, которая смогла обеспечить рост и независимость своей экономике, не обладая сильной и эффективной промышленностью и современным агробизнесом. Германия, пережившая экономический кризис последних лет лучше и легче других стран Европы, до сих пор сохраняет в своей экономике рекордную долю промышленного производства – 30%. Деиндустриализация признана одной из наиболее значимых проблем в экономике Европы, переживающей глубочайшие за весь послевоенный период потрясения ее финансовой системы.

Российская экономика за последние 20 лет вернулась в доиндустриальную эпоху – таков масштаб утраты ее промышленного потенциала. Сегодня доля обрабатывающей промышленности в структуре занятости не превышает 9%, доля машиностроения в валовой добавленной стоимости почти неразличима – около 2%. За годы кризиса (2009-2010) Россия потеряла более 1 млн. рабочих мест именно в обрабатывающей промышленности. В стране есть регионы, в которых за последние 20 лет не было построено ни одного современного предприятия.

Тем не менее, экономическая политика «Правого Дела» исходит из того, что современная промышленность – единственно возможный фундамент прочной экономики, не зависящей от капризов мирового рынка энергоносителей. Это основа экономической самостоятельности России и ее уверенного развития.

Стране нужна новая индустриализация, создание сотен новых предприятий со средней численностью занятых 300-1000 человек, на которых может быть обеспечен принципиально иной уровень производительности труда. Для сохранения конкурентоспособности страны в России ежегодно должны создаваться не менее 1 миллиона качественно новых рабочих мест. Это не иллюзии. Это в 2 раза меньше, чем уже создается в Бразилии и в 10 раз меньше, чем в Китае. И это острая необходимость. Потому что это единственный источник спроса на инновации, это единственный способ в 2-3 раза увеличить реальные доходы занятого населения. Именно это, а не увеличение социальных налогов, реальный способ восстановления дееспособности пенсионной системы и всей системы социального обеспечения.

Новая индустриализация потребует и новой инвестиционной политики, основанной на том, что инвестор, создающий новые рабочие места – должен быть не «дойной», а «священной коровой». Иного пути у нас нет. Построить новую промышленную экономику за счет государственного бюджета невозможно. Таких денег в бюджете просто нет и быть не может. Все, что должно делать государство – это создать качественную инфраструктуру и обеспечить условия, привлекательные для частных инвестиций.

Создание благоприятных условий для инвестиций должно стать безусловным национальным приоритетом.

Система межбюджетных отношений в России уникальна — ни в одной стране мира, кроме России, депрессивные регионы не ограничены в выборе инструментов и возможностей для развития. Это в корне неверно, и позиция партии в этом отношении будет состоять в том, что регионам необходимо не только предоставить все возможности для самостоятельного привлечения инвестиций, но и целевым образом помогать им в создании критически значимой инфраструктуры, чтобы хоть в какой-то мере повысить их уровень конкурентоспособности по отношению к другим территориям.

Количество созданных качественных рабочих мест и качество жизни в регионе должно стать главным индикатором успеха регионального руководителя.

5. Внешняя политика. Мир меняется. Быстро и необратимо. Атомная катастрофа в Японии показала, что даже такая мощная в экономическом отношении держава не в состоянии одна быстро справиться с последствиями аварии. Египет, Ливия – кто мог предсказать такой масштаб и такую внезапность перемен в социально-политических системах этих стран? Международная финансовая система, обеспечивавшая миропорядок со времен Второй Мировой войны, переживает потрясения, с которыми ни Европа, ни Соединенные Штаты не в состоянии справиться самостоятельно. В этом новом, на глазах возникающем мире Россия должна обеспечить себе достойное место. Без промедления и сомнений.

Позиция партии «Правое Дело» состоит в том, что растущий экономический потенциал российской экономики должен быть обеспечен возможностью беспрепятственного привлечения инвестиций, новых технологий и масштабными рынками сбыта. В этом отношении та или иная форма альянса России и Европы не просто возможна — она критична как для России, так и для Европы. Объединенная Европа, страны Балтии, СНГ и Россия – это самый крупный в мире рынок. 900 миллионов платежеспособных потребителей. Масштаб и влияние такого экономического союза в мире не сравнимы ни с чем. И он возможен только с учетом уникальных стратегических позиций России на континенте.

Формирование нового мощнейшего экономического и политического центра влияния в мире зависит только от нас, от нашего понимания своего места в системе мировых экономических и политических отншений.

6. Государственное управление. Все, перечисленное выше, требует качественно нового государственного управления, основанного на долгосрочных стратегических планах.

«Правое Дело» считает, что главная черта, характеризующая нынешнюю систему государственного управления в стране – тотальная безответственность. Сегодня тысячи чиновников 90% рабочего времени тратят на исполнение разовых, краткосрочных поручений. Такой подход к управлению деструктивен. Он разрушает любые попытки планомерного рыночного развития.

Задача партии – добиться отделения развитием от управления текущими процессами.

Начинать нужно сверху. Ежегодное Послание Президента должно содержать в себе обязательную часть из 20-30 показателей, по которым избиратели могут ежегодно отслеживать достигнутые результаты. Дополнительная часть Послания должна касаться приоритетов и изменений в стратегических планах, вызванных теми или иными обстоятельствами. Такой же отчет с обязательными показателями, которые не меняются из года в год, должно ежегодно представлять и Правительство.

У каждого министерства должен быть свой набор критериев для оценки его деятельности. Первый из них — создание рабочих мест. Чиновник должен нести полную личную ответственность за соблюдение стандартов качества государственных услуг — вплоть до дисквалификации. Но при этом, российский чиновник не должен оставаться жертвой системы, лишающей его инициативы и творческого начала.

Таковы позиции партии «Правое Дело». Они основаны на понимании того простого обстоятельства, что мы как страна, как народ, стоим перед решающим выбором: либо мы часть глобальной экономики, и тогда у нас есть будущее, либо мы остаемся феодальным по своей структуре обществом, в котором самый надежный источник доходов – не труд, усилия и образование, а статус. И страной с такой же архаичной доиндустриальной экономикой, которая в силу этого и испытывает глубокие проблемы с интеграцией в мировой глобальный контекст. 17-летняя история переговоров о присоединении России к ВТО – это самая яркая характеристика уклада российской экономики. Изоляционизм, закрытость и неспособность к развитию – ключевые характеристики доиндустриальной экономической системы.

Именно этим и прежде всего этим можно объяснить абсолютизацию интересов федерального бюджета в ущерб интересам национальной экономики. Именно это позволяет государству, которое не заинтересовано в развитии, продолжать практики, губительные для перспектив развития и инвестиционной привлекательности страны.

50 лет назад мы были абсолютным мировым лидером в области космических технологий. Сегодня доля России в самых доходных секторах мировой ракетно-космической отрасли практически неразличима. Доля российских компаний на внутреннем российском рынке наземного спутникового оборудования – 3%. Это один из многих примеров масштабной потери позиций в мировой экономике. И в этом же – в потере промышленного потенциала — одна из главных причин неустойчивости российской экономики в условиях кризисов.
Если мы не сумеем создать мощную промышленную базу, нам просто не за что будет уцепиться, чтобы остаться на плаву, когда падают мировые цены на нефть.

Мы не имеем права этого допустить.

Россия обеспечена всем необходимым, чтобы занять достойное место среди лидеров мировой экономики. У нас есть абсолютно достаточные основы высокой конкурентоспособности, но все наши преимущества сводятся на нет архаичной системой государственного устройства, тотальным недоверием к любым инициативам граждан.

Нам необходимо как можно скорее избавиться от опасных иллюзий. Прежде всего, от самонадеянной уверенности в том, что нам некуда спешить, потому что наши главные конкурентные преимущества вечны. Это не так – они утрачиваются с течением времени и развитием новых технологий, прежде всего в энергетике. Прежде всего , необходимо избавиться от неверия в возможность перемен, понять, что наше сырьевое богатство в условиях его монополизации государством и при отсутствии производств, приумножающих это богатство в самой России, все больше превращается в «сырьевое» проклятие.

Политическая и экономическая монополия – единственный источник коррупции в России, которая парализует ее развитие, предопределяет деградацию ее институтов, приводит в отчаяние ее население. Партия «Правое дело» утверждает: коррупция — не национальная черта. Русский человек честен. Коррупция вызвана лишь монополистической структурой общества и рентным характером экономики. Каждый чиновник, получивший доступ хоть к какому-то ресурсу и знающий, что над ним нет контроля со стороны общества, использует этот ресурс для увеличения собственного дохода и дальнейшего подавления – на своем уровне – любых форм конкуренции. Коррупция не является неизбежным злом, с которым надо мириться либо бороться, хватая за руку отдельных «зазевавшихся» коррупционеров. Хватать их за руки – необходимо, но не достаточно. Системного решения проблемы коррупции добились многие страны. Для этого нужны лишь политическая воля и развитие конкурентной экономической и политической среды. Для этого нужно, прежде всего, развитие среднего класса.

Базовые принципы для нас неизменны: приоритет частной собственности, отказ от ненужной централизации, от самой идеи «естественности» монополий, развитие конкуренции, государственное управление, основанное на стратегическом видении перспектив и долгосрочных интересов страны, ориентация государственной социально-экономической политики на результат – на создание рабочих мест и качество жизни граждан России.

Наше дело правое! Вместе мы непобедимы.