Россия рискует окончательно потерять Дальний Восток

Слияние авиакомпаний приведет к резкому взлету цен на авиабилеты для жителей отдаленных регионов

Ужасная катастрофа Як-42 под Ярославлем не только еще раз наглядно продемонстрировала полный развал российской гражданской авиации. Судя по последовавшим заявлениям государственных деятелей и предлагаемым ими мерам, они просто сами не представляют масштабов развала отрасли и поэтому не могут предложить адекватных мер по преодолению кризиса в российской гражданской авиации.

Например, «Независимая газета» выяснила, что, вопреки высказанному после катастрофы президентом Дмитрием Медведевым требованию провести работу по укрупнению авиакомпаний, Федеральная монопольная служба подготовила доклад, который утверждает, что рынок авиаперевозок в России и без того предельно высоко концентрирован. Сегодня 36 компаний перевозят почти 90% пассажиров, что не способствует снижению цен на авиабилеты, повышению качества обслуживания и т. п.

Со своей стороны, «Коммерсантъ» отмечает, что пять крупнейших авиакомпаний – «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «ЮТэйр» и «Россия» (которая войдет в «Аэрофлот») – обеспечивают более 60% пассажиропотока, остальные же перевозки осуществляют авиакомпании «второго звена». «Уход с рынка этих авиакомпаний может нанести серьезный ущерб всей авиационной отрасли. Ничего общего с защитой безопасности эти меры не имеют», – приводит газета мнение главного редактора «Авиатранспортного обозрения» Алексея Синицкого. С ним согласен и генеральный директор «Авиачартера» Александр Морозов, который отмечает, что небольшие авиакомпании – давние партнеры туроператоров, и проблем с их безопасностью не было.

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина также заявила: «Если решение о сокращении числа авиакомпаний будет реализовано, резко усложнится транспортная доступность отдаленных территорий России, куда большим перевозчикам летать неинтересно. Разумеется, это отрицательно скажется и на турпотоках». Также одним из возможных последствий Тюрина называет рост цен на авиабилеты из-за снижения конкуренции на рынке авиаперевозок.

Требование же президента РФ отказаться от использования отечественных самолетов как устарелых и переходить на импортные вообще вызвало шок у всех, так или иначе связанных с гражданской авиацией. Как заявил 12 сентября на пресс-конференции в Москве президент Фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов, уже сейчас 85% российских авиаперевозок совершается на заграничных самолетах. Указания президента, сделанные после трагедии под Ярославлем, лишь увеличат этот показатель. Но распоряжения главы государства не соответствуют реалиям, уверяет Олег Смирнов. Проблема вовсе не в самолетах, утверждает он: кризис переживает вся система. И рост авиакатастроф, тонущие корабли, сходящие с рельсов поезда, не взлетающие ракеты – это наглядные симптомы общего системного кризиса страны.

«И в Петрозаводске, и в Ярославле техника работала безукоризненно. Но кто-то дал неверную информацию президенту, чтобы отвести от себя ответственность. Ан-24, Ту-134 – отличные самолеты. Ни в одной из катастроф вина самолета не просматривается. Но кто-то посоветовал президенту прекратить их эксплуатацию. Предположение, что если сменить старый самолет на новый, безопасность улучшится, – это блеф. Безопасность – это целый комплекс различных отраслей. В грозных выступлениях президента не хватает важной составляющей: должна быть оценка работы структур, которые допустили развал отрасли. Без этого его распоряжения не имеют смысла», – подчеркивает Олег Смирнов. Более того, они просто вредны, потому что «все последние годы идет процесс, когда мы уничтожаем собственное авиастроение, а это – инновационный вид экономики, и даем рабочие места западным рабочим». Между тем гражданская авиация для России, с учетом ее расстояний, – это не просто вид транспорта, а один из обручей, пока еще соединяющих страну в единое целое. Кризис же гражданской авиации означает и стремительное ослабление связей между собой различных частей страны.

«Ни у кого в мире нет таких расстояний и площадей. Авиация для нас – как воздух. Мы обречены быть великой авиационной державой. Не будет этого – не будет России. Цена этого сверхдорогая», – подчеркивал Олег Смирнов. А между тем уже сейчас вырастают целые поколения, которые живут в своих регионах как в отдельной стране. Для того, чтобы попасть из Дальнего Востока в Москву, рабочему человеку нужно несколько месяцев упорно трудиться и при этом не есть, не пить и не платить за ЖКХ. Сколько уже лет правительство обещало принять соответствующие меры, но Россия по-прежнему остается рекордсменом по ценам на авиаперевозки на душу населения. Если же, в свете новых руководящих указаний, продолжится укрупнение авиакомпаний, то можно ждать лишь дополнительного роста цен на авиабилеты. В результате восточные рубежи нашей страны рискуют стать еще более оторванными от остальной России и окончательно попасть под влияние Китая, и без того оказывающего немалое давление (хотя бы в силу численного перевеса) на эти территории.

Кроме того, Россия теперь еще стала и мировым лидером и по количеству жертв в авиакатастрофах на душу населения. И это притом, что объемы российских гражданских авиаперевозок куда скромнее других развитых стран. Так, в 2010 году российская авиация перевезла 58 млн пассажиров, а Соединенные Штаты – 700 млн и планируют вскоре довести эту цифру до миллиарда, напоминает Олег Смирнов.

«Независимая газета» приводит схожие комментарии ситуации со стороны врио президента Ассоциации летного состава России Александра Гынку. «Ситуация в авиационной отрасли простая: старая система разрушена, а новую строить некому, – говорит Гынку. – Поэтому необходимо перейти на авиационное законодательство стран Европейского союза». Гынку также осудил нападки сверху на мелких авиакомпаний: «Мелких авиаперевозчиков и так морят, поскольку аэропорты и ремонтные базы находятся в руках монополистов. А наши самолеты являются крайне надежными. Если на «Боинг» поставить китайскую деталь, он тоже рухнет».

По мнению Гынку, номинально сейчас есть единая система контроля за авиаперевозчиками, но правила игры для всех разные. Если в СССР главной была безопасность, то сейчас главное – выжить, поэтому авиакомпании вынуждены экономить на всем: «Дошло до того, что крупные авиакомпании начали готовить пилотов самостоятельно. Сегодня курсанты авиационных училищ ищут место прохождения летней практики». Другой источник издания в авиационной отрасли заявил, что он не может найти печатных слов для комментария соответствующих указаний власти: «Речь идет о характеристиках управленцев, в т. ч. министра транспорта Левитина, который является винтиком в выстроенной ими системе».

Между тем именно министру транспорта Игорю Левитину, а также министру промышленности и торговли Виктору Христенко Дмитрий Медведев поручил «активизировать работы по оборудованию гражданских воздушных судов системами предупреждения столкновения с землей и системами предупреждения столкновения самолетов в воздухе в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации».

С другой стороны, как известно, Коммунистическая партия и «Справедливая Россия» выступили с требованием отставки Игоря Левитина. Впрочем, один из лидеров «Справедливой России», заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по безопасности Геннадий Гудков считает, что отставка Левитина в принципе ничего не решит. Хотя, по мнению Гудкова, снять бы его все равно бы не помешало – чтобы хоть показать чиновникам, что «нельзя просто сидеть в министерском кресле и ни за что не отвечать».

Однако, по словам Гудкова, «ответственность за все это несет не только Левитин, но и правительство России», потому что авария под Ярославлем системная, она – результат «системного кризиса в отрасли и в государстве в целом». «Эффективные менеджеры» наводнили коридоры власти. Все, что они делают, – осваивают финансовые потоки и выводят капиталы за рубеж. Больше ничего делать они не умеют», – подчеркивает представитель «Справедливой России». Он также считает решение президента сократить парк отечественных самолетов ошибочным и принятым под влиянием эмоций. Также неверно, по его мнению, ликвидировать маленькие авиакомпании. «Все развивают авиаперевозки, а мы сокращаем. Маленькая компания или большая… Если она выполняет все требования, то какая разница?», – отмечает Гудков.

Скептически высказался о возможности отставки Игоря Левитина и директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его мнению, «в правительстве нахождение человека на должности не связано с его профессиональными результатами, иначе многие члены кабинета были бы посажены». Непосредственно относительно Левитина Делягин заметил: «Если Медведев хочет задобрить народ перед выборами, то почему бы и нет? Но зачем к вешалке строить театр?». Впрочем, Делягин допускает, что президент РФ может захотеть показать перед выборами, что он «может постучать кулаком по столу». Однако, как свидетельствует опыт, «в истории современной России не было случаев, когда были замены на лучших министров». Таким образом, прогнозирует Делягин, «на место Левитина придет более некомпетентный чиновник».