Призрак «великой Финляндии»

Территориальные притязания финнов к соседям имеют почти двухсотлетнюю историю. Идея «Великой Финляндии» впервые была сформулирована в 1837 году, когда предлагалось расширить Великое Княжество Финляндское сначала до восточной части Белого моря, а затем почти до Уральских гор.

После обретения Финляндией независимости в 1917 году первую поступь финского национализма испытали Норвегия и Швеция в 1920-е годы: от Норвегии финны потребовали провинцию Финмарк, где проживали финские племена «квелы», от Швеции стали требовать предоставления широкой автономии финским племенам, проживающим в провинции Норрбеттен. «Естественным образом» финны считали своей территорией и Эстонию, населенную народностью прибалтийско-финской языковой группы.

Но главные претензии оказались к России. Постоянно проводилась идеологическая обработка населения Финляндии – людей убеждали в том, что они были угнетены в Российской империи. Финские историки подсчитывали войны с русскими, начиная с древних времен: по их мнению, война 1939-1940 г.г. была 22-й по счету русско-финской войной. Финнов убеждали, что все экономические и социальные проблемы Финляндии будут решены после расширения территории страны на юг и восток.

В 30-е годы вышло шесть художественных книг, посвященных будущему взятию Ленинграда. Между различными финскими партиями происходили споры по поводу грядущих границ Финляндии, но в том, что Финляндия должна территориально увеличиться, согласны были все. Социал-демократы Оскар Токкола и Войнма Вайко в те годы опубликовали историческое исследование на тему «Большая Финляндия в естественных границах». Однако, вместо расширения, по результатам «зимней» 1939 года войны с СССР, территория Финляндии сократилась на 10%.

В 1941 году Финляндия, стремясь вернуть утраченные земли, вступила в войну с СССР на стороне Германии. Она оккупировала не только ранее утраченные земли, но и ряд новых территорий, например, столицу Карелии Петрозаводск. Город был переименован в Яанислину, в нем были созданы семь концлагерей, где содержали и военнопленных, и гражданских лиц. Еще несколько таких лагерей были созданы на остальной оккупированной финнами территории. Чем закончилось союзничество Финляндии с фашистами – известно.

На возврат части отторгнутых территорий в послевоенное время надеялись президенты Финляндии Юхо Кусти Паасикиви, Урхо Кекконен. Однако их попытки начать разговор на эту тему с руководством СССР закончились неудачей. Последний раз территориальный вопрос поднимался в президентскую избирательную кампанию 1967 года, когда кандидат в президенты Вейно Веннамо включил в свою программу пункт о переносе восточной границы к Сайменскому каналу.

Все территориальные вопросы по итогам войны оговорены в Парижском мирном договоре, заключенном между СССР и Финляндией в 1947 году, и в настоящее время на официальном государственном уровне Финляндия к России никаких территориальных притязаний не выдвигает. Однако, призрак «Великой Финляндии» продолжает глубоко сидеть в умах отдельных финских политиков и общественных деятелей, которые продолжают отстаивать право финнов на территории, утерянные в 1939 -1944 годах.

В 1991 году за дело возврата утерянных земель взялась общественная организация Pro Karelia, которая обнародовала детальный «План реформы приграничных территорий». Согласно плану, Финляндии должны отойти территории, взятые под контроль СССР в 1939 -1940 и 1941 -1944 годах и ныне являющихся частью Российской Федерации. В рамках этой «реформы» авторы проекта предлагают вернуть Финляндии часть приграничных районов Республики Карелия, а также Карельский перешеек с городом Выборг в Ленинградской области и район Печенги в Мурманской области. По утверждению авторов «реформы», изменение границы будет выгодно и России, которая таким образом избавится от «депрессивных и дотационных регионов», а местные жители станут жителями европейского государства. Кроме того, «применение принятых в Финляндии экологических норм приостановит загрязнение Карелии и Ладоги, улучшит водоснабжение Санкт-Петербурга. В защиту этой идеи в Финляндии собрано уже около 200 тысяч подписей.

Вернуть утраченные территории прежним хозяевам требует и некий «Союз по возвращению территорий». «Интерес к Карелии растет», — заявляет глава этого союза Лассе Коскинен. Если от России будет получен отказ, то активисты «Союза по возвращению территорий», дескать, намерены передать иск в Европейский суд по правам человека.

Идею о получении финнам в собственность участков в Карелии продвигает и так называемый «Карельский союз», в котором надеются на то, что вскоре финны смогут приобрести в собственность участки на Карельском перешейке и, таким образом, во владение новых хозяев участки перешли бы не через изъятие, а через покупку.

Открыто говорят о предъявлении России территориальных притязаний общественные организации «Пра Карьяла» и «Великая Финляндия».

В 2010 году группа финских бизнесменов потребовала от России взамен на предоставление права на прокладку газопровода «Северный поток» в финской экономической зоне возобновления переговоров о возврате утраченных в результате советско-финской войны 1940 года территорий Карельского перешейка и северного Приладожья.

Что хотелось бы сказать обо всех этих проектах и идеях? Если последователи призрака идеи «Великой Финляндии» настаивают на возврате какой-то части территории, которая, якобы, исторически является финской территорией, но сегодня принадлежит Российской Федерации, то с таким же успехом можно утверждать, что у России есть неоспоримое историческое право на возврат под свою власть всего бывшего Княжества Финляндского. Но Россия же этого не утверждает и никаких территориальных претензий к Финляндии не предъявляет. Так что пусть все остается так, как оговорено в Парижском мирном договоре 1947 года между СССР и Финляндией по итогам Второй мировой войны.