Реанимация Восточного партнёрства

В конце сентября Польша будет принимать у себя саммит стран Восточного партнёрства. Учитывая, что Варшава занимает сейчас пост председателя Евросоюза, данный саммит для неё – удобная возможность попытаться реанимировать проект, который, как известно, был выдвинут в 2008 г. Министерством иностранных дел Польши при участии Швеции и рассчитан на шесть постсоветских государств – Украину, Белоруссию, Молдавию, Армению, Азербайджан и Грузию.

Проект предусматривает укрепление стратегического сотрудничества с указанными государствами. Однако многие его положения с самого начала грешили недостатком политического реализма и недооценкой российского фактора. Объединённая Европа для постсоветских стран – удобный торговый партнёр, не более. Целью же Восточного партнёрства было провозглашено превращение европейской модели развития в модель для его участников, что так и не было достигнуто. Пространство, охватываемое данным проектом, довольно разнообразно. ВВП Украины, крупнейшего участника программы, в 5 раз меньше, чем в среднем по Европе, а наиболее успешные в экономическом плане страны — Азербайджан и Белоруссия, по некоторым характеристикам далеки от европейских стандартов. Кроме того, Грузия, Армения, Азербайджан – на Кавказе, Молдавия, Белоруссия, Украина – в Европе.

Польша крайне заинтересована в полномасштабном функционировании проекта. В идеале Варшаве хотелось бы, чтобы страны-участницы Восточного партнёрства были интегрированы в единое военно-политическое и отчасти экономическое пространство, ещё больше размежёвывающее эти страны с РФ. Поскольку интеграция постсоветского пространства уже много лет топчется на месте, Варшава намеревается опередить Кремль и, так сказать, «застолбить» шесть постсоветских республик за собой. Однако здесь возникает ряд проблем. Во-первых, Армения, Азербайджан и Грузия находятся на периферии польской внешней политики. Тбилиси в мыслях Варшавы вообще появился недавно, с приходом к власти американского ставленника Михаила Саакашвили. Польша поддержала тогда Грузию, потому что Грузию поддерживали США. Сейчас у польской дипломатии недостаточно ресурсов для полноценного «освоения» Закавказья, поэтому если Грузия ещё и присутствует в повестке дня (в той мере, в какой эта страна важна для США), то союз Варшавы с Баку и Ереваном выглядит проблематичнее.

Другое дело — восточные границы Польши, где располагаются три государства-участника задуманного Восточного партнёрства – Белоруссия, Украина и Молдавия. Ввиду их близости к польским рубежам Варшава всегда пристально наблюдала за происходящими там процессами.

С Белоруссией отношения не складываются, Минск жёстко противостоит попыткам Польши распространить своё влияние в республике с использованием польского этнического элемента.

С Молдавией, наоборот, всё складывается превосходно. Кишинёв при власти Альянса за европейскую интеграцию приветствует вовлечённость Варшавы в процессы урегулирования приднестровского конфликта и рассчитывает на Польшу в своих западоцентристских устремлениях. 1 марта 2010 г. премьер-министр Молдовы Влад Филат на конференции епископатов Юго-Восточной Европы заявил, что для Молдавии «католицизм должен играть решающую роль на пути в Европу» и включиться в дело «воспитания народа». Количество молдавских католиков составляет всего 20 тыс. человек (0,1% населения страны), но и Польша, и Ватикан всегда готовы оказать поддержку евроинтеграционным (читай: пронатовским) устремлениям молдавских «румынизаторов».

И особо лакомым куском для вдохновителей Восточного партнёрства является Украина. В ходе сентябрьского саммита в Польше планируется обсуждение важных для Киева вопросов, связанных с его евроинтеграционными вожделениями. И здесь оказываемая Польшей официальному Киеву поддержка на фоне его разногласий с Москвой может оказаться весьма кстати. Недавний визит украинского президента Виктора Януковича к своему польскому коллеге – эхо диалога Киева с Москвой. Отказавшись от присоединения к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана, подвергнув остракизму саму эту идею (хотя перспективы присоединения рассматривают Вьетнам, Новая Зеландия и Сирия), углубляя сотрудничество с НАТО и объявив евроинтеграционный курс Украины безальтернативным, Киев, по сути, прикладывает руку к образованию огромной бреши в евразийской системе безопасности у границ России и Белоруссии…

Для Украины теперь важно найти дополнительный полюс силы, на который можно было бы опереться для большей уверенности в разговоре с Кремлём. И Польша здесь – идеальный вариант. Примечательно, что Варшава умудряется тонко оппонировать Москве в вопросах украинско-российских отношений, не доводя ситуацию до точки кипения. Кроме вопросов политического характера, В.Янукович и Б.Коморовский обсудили динамику экономического сотрудничества между Украиной и Польшей. Экономический аспект здесь очень важен. Страны — восточные соседи Польши являются беднейшим регионом Восточной Европы, и если Варшаве удастся предложить ряд существенных экономических преференций участникам Восточного партнёрства и, в первую очередь Украине, сила их притяжения на Запад значительно увеличится. С появлением стратегической спайки Варшава — Киев существенная часть работы по Восточному партнёрству будет проделана.

Характерно, что визит Виктора Януковича к Брониславу Коморовскому был первой встречей украинского президента с кем-то из зарубежных коллег после ареста Юлии Тимошенко. Политическая судьба бывшего премьер-министра Украины вообще была сквозной темой в разговоре двух президентов. Это не значит, что поляки всерьёз обеспокоены судьбой Ю. Тимошенко. Да, Варшава предпочтёт иметь несколько равнозначных фигур на политическом поле Украины, но в данной ситуации, когда Киев находится в поисках дополнительной внешней опоры в своём непростом диалоге с Москвой, администрация Б. Коморовского вряд ли станет оказывать на Киев чрезмерное давление. Публично Б. Коморовский говорит о том, что судебная тяжба с Ю. Тимошенко послужит препятствием на пути Киева к ЕС, но под этим подразумевается попытка Варшавы сделать так, чтобы ничто не помешало Киеву сблизиться с объединённой Европой в противовес России. Уговаривая В. Януковича быть мягче с Ю. Тимошенко, Варшава пытается лишить козырей те государства, которые противятся членству Украины в ЕС и могут воспользоваться делом экс-премьера как предлогом. Ведь не секрет, что далеко не все европейские столицы желают видеть Украину в составе Евросоюза. В случае если критические голоса количественно перевесят, Киев может разочароваться в проевропейском курсе и уйти на очередной виток сближения с Кремлём. Самой пострадавшей стороной окажется тогда Польша, которая всячески противится тесному сближению Киева и Москвы.

Необходимо отметить, что время для визита украинским президентом в Варшаву выбрано довольно удачно. Вес Польши в Европе на сегодня достаточно значителен благодаря её председательству в ЕС (с июля 2011) и прагматичной политике правительства Дональда Туска, отрешившегося от безудержной критики в адрес Москвы, свойственной прежним властям. Влезть в «европейское окно» Украина надеется именно через Польшу. Для Киева «польская форточка» — возможность избежать международной изоляции при обстоятельствах, когда нет нормальных отношений с ближайшими соседями — ни с Минском, ни с Москвой. Устами председателя Европарламента Ежи Бузека Польша уже выразила надежду на то, что работа над Соглашением об ассоциации между Брюсселем и Киевом будет завершена еще во время польского председательства в ЕС.