«Регионалы» предложили приравнять русских к нацменьшинствам

По мнению правящей «пророссийской силы», 60% населения страны является меньшинством.

Отравив атмосферу отношений между Москвой и Киевом очередным газовым скандалом и попутно нанеся ощутимый удар по своему имиджу «силы, ориентированной на партнерство с Россией», команда Виктора Януковича готова приобрести у русскоязычных избирателей своеобразную индульгенцию. При этом, как известно, основной валютой политических торгов с пророссийским электоратом на самостийной Украине является вопрос о статусе русского языка.

Несмотря на то, что давно обещанный «регионалами» «воз» под названием возведение родного языка десятков миллионов жителей Украины в ранг второго государственного по сей день, как говорится, «и ныне там», бело-голубая администрация тем не менее всячески стремится создать у своего электората иллюзию продвижения в решении этой проблемы. Следуя рекомендациям реалполитик, сформулированным в свое время еще Николо Макиавелли (который, напомним, советовал мудрому правителю в отличие от обид оказывать благодеяние малыми порциями) Партия регионов не спешит выкладывать главный козырь, заставляя своих сторонников довольствоваться мелкими законотворческими подачками сомнительного свойства.

Выступая на круглом столе в Киеве, Вадим Колесниченко, известный депутат от Партии регионов, приставленный главным «смотрящим» от партии власти за пророссийским политическим полем, еще раз напомнил всем неосмотрительно проголосовавшим за «бело-голубых», что обещанного, как известно, «три года ждут». А иногда и дольше. Аргументируя хроническое нежелание правящей команды решать языковой вопрос кардинальным образом (то есть посредством внесения в Конституцию соответствующих поправок о придании русскому языку статуса второго государственного), «регионал» на этот раз упирал но модный в условиях продолжающихся глобальных экономических катаклизмов финансовый фактор.

По его словам, референдум о втором государственном языке на Украине обойдется в 1,5 млрд гривен (во сколько Украине обойдется проведение предстоящего чемпионата Европы по футболу или, скажем, выборов всех уровней, коими изобилует незалежная демократия, он предпочел стыдливо умолчать). «Понадобится также не менее 300 голосов в парламенте», — продолжал подводить объективную базу под субъективное нежелание депутат. При этом окончательно «языковую морковку», подвешенную перед русскоязычными избирателями, Вадим Колесниченко так и не снял, а лишь отодвинул ее на «5-7 или даже 10 лет», назвав принятие закона о втором госязыке «долгосрочной целью» (ответственность за достижение которой правящая на Украине группа, видимо, окончательно с себя слагает).

Правда, в качестве своеобразного утешительного приза (который, по правде говоря, больше смахивает на глумливое издевательство) пророссийской части аудитории г-на Колесниченко было предложено временно удовлетвориться принятием Радой закона «Об основах языковой политики». Согласно ему язык, на котором разговаривает подавляющее большинство жителей Украины, а около 55% считают русский своим родным, будет приравнен к языкам нацменьшинств, таким как венгерский, румынский, польский и прочие. В этой связи достаточно показательна «оговорочка по Фрейду», которую сделал видный «регионал», высказав мнение, что «этот закон остановит процесс жуткой украинизации, стабилизирует её». Очевидно, что циничный оксюморон «стабилизация жуткой украинизации» находится в одном ряду с такими двусмысленными перлами, как «стабилизация деградации» или «нормальное падение с небоскреба без парашюта».

Впрочем, как выясняется, даже такая законотворческая профанация в языковой сфере имеет мало шансов на реализацию, поскольку парламентский комитет по вопросам культуры и духовности завернул внесенный законопроект. Оный комитет, кстати, возглавляет свидомый поклонник оранжевой «принцессы на нарах» из партии «Батьковщина» Владимир Яворивский. Зачем же парламентское большинство в лице Партии регионов позволило ему занять этот ключевой пост с правом вето на все решения в гуманитарной сфере?! Таким образом даже столь микроскопическая законотворческая уступка в пользу русских жителей Украины, скорее всего, так и не состоится.

Появление очередного законотворческого симулякра, призванного обозначит активность «регионалов» в решении наболевшего языкового вопроса, в интервью KM.RU прокомментировал известный политический и общественный деятель Украины Александр Свистунов:

— Что тут можно сказать… ребята просто ломают комедию. Г-ну Колесниченко в Партии регионов четко указали рамки, в которых он может позволить себе активничать в языковом вопросе. Ведь ему нужно оправдать доверие, оказанное московскими чиновниками, благодаря которым он стал представителем российских соотечественников на Украине. Так что, как говорится, шевелись, разрабатывай и подавай закон, а уж мы его потом «зарубим» в профильном комитете Верховной Рады. В результате даже куцый законопроект, подготовленный им, а также юристом и еще одним «великим русским патриотом» Сергеем Киваловым, по которому русский язык приравнен к болгарскому, румынскому, венгерскому, польскому и другим языкам нацменьшинств на территории Украины, судя по всему, так и не увидит свет.

Хотя я могу сказать, что если бы он прошел в таком виде, это означало бы издевательство над русскими людьми. Закон этот, в частности, предусматривает, что русский язык может применяться в качестве официального в местах компактного проживания русских. А что же, спрашивается, делать 2 миллионам русских, которые проживают на западной и центральной Украине, в регионах, где они не составляют 10%? В результате на Украине появятся «черные» и «белые» русские — одни дискриминированы, другие вроде как нет. Одним позволено разговаривать на родном языке, а другим — нет.

Второй момент. Сегодня на Украине наблюдается парадокс: в местах компактного проживания национальных меньшинств со школьным образованием дела обстоят более-менее благополучно. Например, в Черновицкой области, где проживают примерно 70 тысяч румын, насчитывается до 30 румынских школ. И при этом нет ни одной русской. То же самое касается Закарпатья, где очень много венгерских школ. И этот длинный печальный список можно продолжать и далее. Поэтому сегодня не приходится говорить даже о равенстве русских в языковом вопросе с национальными меньшинствами (особенно на западе страны).

Кроме школ есть еще проблема детских садиков. Потому что получается образовательный разрыв, когда обучение и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется на украинском языке. Но при поступлении ребенка в школу от него требуются элементарные знания алфавита и азбуки на том языке, который дает детский садик. Соответственно, многие дети не могут поступить в русскую школу, даже если она есть, потому что не обладают элементарными знаниями. Такую схему придумало украинское министерство образования.

Что касается г-на Колесниченко, то меня его инициативы не удивляют. Это, будем так говорить, многостаночник. Прежде чем заняться русской темой в Партии регионов, он занимался темой педофилии в партии «Батькивщина» и активно боролся с этой угрозой в «Артеке». После того как эта кампания оказалась дутым пузырем, Колесниченко перебросили на фронт борьбы с российскими соотечественниками (я бы так назвал его деятельность), чем он успешно и занимается, по сути дела, парализуя работу русских организаций. Нам удалось отделить часть таких организаций в систему «Русское вече», чтобы вывести их из-под контроля Партии регионов.

У меня лично вызывает большие вопросы то доверие, которое оказывает Москва украинским политикам типа Колесниченко, которые не выполняют взятых на себя обязательств, а только лишь рассказывают русским «сказки венского леса» про то, как они в один прекрасный день создадут условия для развития русского языка на Украине. А при этом тихой сапой закрывают одну за другой школы с русским языком обучения. Посредством т. н. реорганизации, укрупнения их количество все уменьшается. При том, что русский язык считают родным не менее 55% населения страны. Ничего себе «нацменьшинство»! Однако украинских школ с русским языком обучения насчитывается лишь 1340. А в 17 650 преподавание ведется на украинском языке. Это просто вопиющая диспропорция между реальной языковой структурой населения и системой образования. Про вузы я вообще ничего не говорю — 85%, если не 90%, преподавание ведут исключительно на украинском языке.

Более того, даже если разработанный «регионалами» законопроект (в его явно усеченном виде) и будет принят, то только под выборы. Януковичу нужны русские голоса. В Партии регионов прекрасно понимают, что если «регионалы» не смогут предъявить избирателям зримые достижения, то русские больше не будут кушать их предвыборные «завтраки». Правящая власть боится утратить свое влияние на русский электорат. Не занимаясь проблемами русских людей и ничего не делая для них ни в каком плане, партии власти ближе к выборам будет очень нужен куцый закон о некой языковой политике, который предоставит региональным меньшинствам отчасти удовлетворить свои потребности в образовательной сфере. Но по большому счету, это будет лишь ход в рамках предвыборной кампании и не более того. А когда Партия регионов в очередной раз за счет русских решит свои электоральные проблемы, вопрос о русском языке будет опять положен в «долгий ящик».