Звездный час НАТО

Шок и ужас 11 сентября оставили свой отпечаток в нашей памяти навсегда. Я летел в самолете над Атлантикой в тот день, возвращаясь в Вашингтон из Брюсселя, когда пилот сообщил нам страшные новости и развернул самолет. Я хорошо запомнил то жуткое ощущение, которое охватило многих людей по всему миру — я мог быть на одном из тех самолетов, я мог быть в одном из тех зданий. Теперь никто не в безопасности.

Вчера мы все вспоминали тот день 10 лет назад, когда террористы превратили самолеты в оружия массового уничтожения. Но нам также стоит помнить и то, что произошло на следующий день. 12 сентября 2001 года Совет НАТО, его орган управления, собрался на специальное заседание. Впервые со дня основания НАТО в 1949 году Совет единодушно постановил прибегнуть к Статье 5 Североатлантического договора, утверждая, что атака 11 сентября была атакой не только на США, но и на все государства, входящие в состав НАТО.

В течение нескольких часов после этой исторической встречи системы воздушного радиолокационного обнаружения и управления НАТО были приведены в готовность для патрулирования в небе над Америкой. И они патрулировали обширные воздушные пространства страны в течение следующих пяти месяцев.

Обращение к Статье 5 стало определяющим моментом для НАТО. До того времени все полагали, что это статья договора была создана с целью привлечь США на защиту Европы. Никто даже не предполагал, что она впервые за долгое время может быть использована, чтобы заставить Европу встать на защиту США. Однако одним этим шагом НАТО продемонстрировало фундаментальные изменения в своей миссии. Все мы тогда признали, что безопасность Европы и США неразрывно связана с событиями, выходящими далеко за рамки традиционных сфер влияния НАТО. НАТО вынуждено было прекратить мыслить узко и начать мыслить глобально.

В настоящее время пять из шести текущих операций НАТО ведутся вне территорий стран альянса. Солдаты НАТО сражаются на тех самых территориях Афганистана, где террористы планировали и готовили людей для своих жутких атак. Корабли НАТО принимают участие в антипиратской миссии в Индийском океане, силы НАТО проводят подготовку иракских солдат, принимают меры по стабилизации ситуации в Косово и все еще защищают мирное население Ливии от пережитков режима, который долгое время подавлял их свободу.

С целью отвечать условиям безопасности после 11 сентября лидеры стран-членов НАТО приняли новую Стратегическую концепцию Альянса на заседаниях в Лиссабоне в прошлом году. НАТО вновь подтвердило необходимость централизованных мер по обеспечению коллективной безопасности, а также разъяснило, что сегодняшними угрозами территориям Альянса скорее могут стать использование ракет дальнего действия, интернет или террористы-смертники, чем армии, марширующие через границу. Представители НАТО также подчеркнули, что настоящая безопасность в эпоху глобальных угроз может быть обеспечена лишь при условии взаимодействия НАТО с как можно большим числом стран-партнеров – как близких, так и дальних.

Новая стратегическая концепция положила начало целому ряду решений, начиная с взятия на вооружение систем киберзащиты и развертывания противоракетной обороны на своих территориях, и заканчивая углублением партнерских отношений с Россией и усилением связей с такими странами, как Австралия и Япония, которые также разделяют наши взгляды и ценности.

В мае будущего года лидеры стран НАТО встретятся в Чикаго с целью пересмотреть и обновить наши стратегические планы, а также обсудить то, каким образом мы сможем поддерживать нашу безопасность в условиях современной жесткой экономической ситуации.

Спустя десять лет после 11 сентября НАТО остается мощнейшим и наиболее успешным военным альянсом в истории. Наша сила происходит из наших общих взглядов, нашей способности адаптироваться к изменяющимся угрозам и, главным образом, из нашего убеждения в необходимости коллективной безопасности. 12 сентября 2001 года НАТО ясно дало понять своими словами и действиями, что атака против одного – это атака против всех. Именно поэтому сегодня и в течение прошедших 62 лет своего существования НАТО, по словам президента Обамы, является альянсом, который «остается краеугольным камнем в наших сотруднических отношения с миром и катализатором глобального взаимодействия».