Почему Медведев занял жесткую позицию в отношении Украины

Может ли внешняя политика служить индикатором того, как обстоят дела внутри российского правящего тандема? Более внимательный взгляд на отношения с Украиной позволяет понять смысл маневрирования в рамках тандема по мере приближения к тому моменту, когда надо будет принять решение относительно кандидата в президенты.

В течение последних нескольких недель президент Медведев занимал непривычно жесткую позицию в отношении Украины. Он высмеял призывы президента Януковича и его правительства пересмотреть выгодный для Газпрома газовый контракт с Украиной. Он обвинил украинские власти «в иждивенчестве», напомнил им о святости договорных обязательств, а также в День независимости Украины в ультимативном порядке потребовал, чтобы Киев вступил в Таможенный союз или продал свои трубопроводы для получения «интеграционной скидки» на природный газ. От также отклонил предложение Януковича о формуле «3 + 1» в отношениях Украины с Таможенным союзом.

Столь жесткая позиция Медведева оказалась неожиданной, поскольку речь идет о вопросе, который он считал одним из своих достижений в области внешней политики, то есть о перезагрузке отношений с Украиной во главе с дружественным руководством в Киеве.

Своим избранием в качестве президента в 2010 году Янукович обязан как Медведеву, так и народу Украины.

В июне 2009 года Янукович, а также бывшая тогда премьер-министром Юлия Тимошенко направились в Санкт-Петербург для заключения важнейшей политической сделки между «Партией регионов» и «Блоком Юлии Тимошенко» о создании в Киеве коалиционного правительства квалифицированного большинства. По новой конституции, Украина стала бы парламентской республикой, и при этом исполнительная власть находилась бы в руках премьер-министра (Юлия Тимошенко), тогда как президент (Янукович) избирался бы парламентом и имел бы в большей степени представительские функции.

За несколько часов до подписания соглашения Янукович провел отдельную встречу в Медведевым и сказал, что он недоволен этим планом. Он также заявил, что у него хорошие шансы для победы на президентских выборах в 2010 году. Медведев согласился, и Янукович отказался от сделки с Тимошенко, которая предоставила бы Москве больше рычагов в Киеве, чем она имеет в настоящее время.

С тех пор Янукович и его команда сделали ставку на Медведева и его второй президентский срок в надежде заключить с ним более выгодную для себя сделку по газу, чем с премьер-министром Владимиром Путиным. Янукович хотел укрепить позиции Медведева, подписав с ним договор о продлении аренды Россией военно-морской базы в Севастополе на 45 лет.

Жесткая позиция Медведева в отношении Януковича свидетельствует о его желании укрепить свой союз с Путиным в надежде обеспечить себе его благословение относительно второго президентского срока.

Путин не делает секрета из того, что он считает Януковича слабым и ненадежным. Тогда как в лице Тимошенко он нашел редкого для Украины политика, с которым он может иметь дело.

Инсценированный против Тимошенко судебный процесс является личным оскорблением для Путина, которого власти в Киеве на самом деле намеревались вызвать в качестве свидетеля обвинения.

Российский министр иностранных дел назвал выдвинутые против Тимошенко обвинения надуманными, тогда как Медведев пошел дальше и заявил, что Тимошенко оказалась за решеткой за «ее способность заключить соглашение с Россией».

В течение всего периода времени после проведенной в мае этого года пресс-конференции Медведев пытался устранить любые разногласия с Путиным по международным вопросам. Помимо Украины, этот подход Медведев продемонстрировал, заняв жесткую позицию в отношении попыток Запада оказать давление на режим президента Башара Асада в Сирии. То же самое относится к его критике операции НАТО в Ливии.

Это можно считать тонким политическим ходом, а также хорошим менеджментом в области внешней политики в краткосрочной перспективе. Однако, если Медведев серьезно настроен относительно переизбрания, ему необходимо иметь стратегическое видение того, куда он хотел бы повести страну в 21-ом веке в области международных отношений. И он должен быть уверен, что его видение совпадает с планами Путина.