Николай Азаров: Тимошенко — человек прошлого

Le Figaro: Европейский Союз обеспокоен ходом процесса над бывшим премьер-министром и главной политической противницей вашего правительства Юлией Тимошенко.

В Европе называют этот процесс политическим и полагают, что он может негативно отразиться на ваших перспективах подписания с ЕС договора о свободной торговле. Почему вы поставили себя в такое затруднительное положение?

Николай Азаров: Мы надеемся, что европейские политики проявят должную ответственность и не пойдут на поводу у стереотипов. Упомянутое вами дело находится в компетенции юридических инстанций. В 2009 году Юлия Тимошенко самолично подписала с премьер-министром России Владимиром Путиным договор о ценах поставок российского газа на Украину, который противоречит экономическим интересам страны. Для этого она сфальсифицировала документы. Этот договор не был одобрен ни в правительстве, ни в национальной компании «Нафтогаз».

— Но разве эти технические вопросы, о которых вы говорите, не отходят на второй план по сравнению с политическими последствиями процесса?

— В вашей стране идет процесс против бывшего президента, но никого это не беспокоит…

— Вы лично выдвигали обвинения против Юлии Тимошенко еще до начала суда. Вас можно упрекнуть в намерении повлиять на ход процесса…

— В таком случае, у всех есть право нарушать закон. Давайте также позволим Юлии Тимошенко (что она, кстати, и сделала) оскорблять судей или угрожать прямо в зале суда бросить меня за решетку, если каким-то образом ей удастся вернуться во власть. Вы уж, пожалуйста, отпустите мне этот грех (смеется, прим.ред). В политическом плане хочу добавить, что Тимошенко нам не конкурент. Она — человек прошлого.

— Меньше двух лет спустя после избрания Виктора Януковича Украина вновь вступает в открытый конфликт с Россией из-за цен на газ. Как вы можете объяснить то, что ваши отношения с соседом настолько ухудшились? Ведь ваше правительство считалось пророссийским?

— Все эти стереотипы создали наши противники. Президент да и я сам — далеко не новички в политике, и мы всегда отстаиваем интересы Украины. Ухудшение отношений, о котором вы говорите, может быть связано со сложной политической ситуацией в стране: Европейский Союз критикует нас, что навело российское руководство на мысль, что мы ослабли и что оно может воспользоваться этим и ставить нам ультиматумы. В международных отношениях такой подход недопустим.

— Россия готова удовлетворить ваши требования, то есть снизить цены по газовым контрактам, в обмен на слияние двух национальных газовых компаний, «Газпром» и Нафтогаз», и ваше вступление в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии. Почему вы отказываетесь от ее предложения?

— Я не вижу никакой связи между тремя этими пунктами. Европа также предлагает нам вступить в зону свободной торговли. И при этом она не ставит перед нами таких условий. Кроме того, в отличие от упомянутых вами стран, Украина является членом Всемирной торговой организации, что ставит перед нами определенные обязательства. Как Россия может требовать от нас соблюдать невыгодные для нас газовые соглашения и в то же время требовать от нас вступить в Таможенный союз, нарушив тем самым множество других договоров, которые связывают нас с ВТО?

— Не было ли ошибочным ваше решение согласиться на продление аренды базы Черноморского флота в Севастополе в обмен на пересмотр газовых тарифов?

— Когда мы пришли к власти в начале 2010 года, у нас не было другого выбора. Казна была пустой, ситуация была хуже, чем сейчас в Греции, а сотрудничество с МВФ было нарушено. В таких условиях у нас просто не было денег на повышение тарифов, которое было навязано нам по подписанному Юлией Тимошенко договору. В результате мы обратились к российским властям и пришли к такому решению. Сегодня мы по-прежнему нацелены на партнерские отношения с Россией. Нас объединяет общая история, и мы никогда не будет вести враждебную по отношению к ней политику. Но я еще раз повторяю, что наш стратегический выбор — это путь европейской интеграции. Мы разделяем демократические ценности Европы. Они являются гарантией стабильного развития Украины.