Кэмерон: у нас есть разногласия по делу Литвиненко

Британия продолжит диалог с Россией по делу Литвиненко, однако эта проблема не должна мешать развитию двусторонних отношений в других областях, заявил британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, находясь с визитом в Москве.

Это первый визит главы британского правительства в Россию с 2006 года, когда в отношениях двух стран произошло серьезное охлаждение из-за отравления в Лондоне Александра Литвиненко.

Кэмерон пробудет в российской столице менее суток, но за это время он встретится не только с президентом Дмитрием Медведевым, но и с премьером Владимиром Путиным.

По словам Кэмерона, у России и Британии есть возможность «заморозить» отношения на том уровне, на котором они сейчас находятся.

«Или мы можем выбрать другой путь, который также открыт для нас, — работать вместе, и от этого выиграют обе стороны», — заявил британский премьер, выступая перед студентами МГУ.

По его словам, дело Литвиненко – это юрисдикция судебной системы: «Наш подход прост и принципиален — когда происходит преступление, эти должен заниматься суд».

«Пострадавшая сторона имеет право на справедливость, и мы надеемся, что так и будет», — добавил он.

Как стало известно незадолго до визита Кэмерона, Нажать британские официальные лица избегали прямых контактов с Путиным, все последние четыре года, с тех пор как Москва отказалась выдать Андрея Лугового, которого в Лондоне считают главным подозреваемым в убийстве Литвиненко.

Готовность британцев к диалогу с Путиным после столь длительного отчуждения многие комментаторы связывают не только с его влиянием на нынешнем посту премьера, но и с неопределенностью относительно его планов на президентские выборы 2012 года.

Дело Магнитского

Дело Литвиненко, бывшего сотрудника ФСБ, получившего убежище в Лондоне, а незадолго до гибели принявшего британское гражданство, – не единственная проблема в британско-российских отношениях.

В воскресенье сразу четверо бывших министров иностранных дел Великобритании призвали Дэвида Кэмерона поднять на переговорах с российской стороной проблему коррупции и нарушений прав человека, в частности в связи со смертью в тюрьме Сергея Магнитского.

В письме в газету Sunday Times консерватор сэр Малькольм Рифкинд и лейбористы Дэвид Милибэнд, Маргарет Бекетт и Джек Стро призвали Кэмерона затронуть на переговорах с российскими властями не только дело Магнитского, но и «политически мотивированное задержание» Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.

В британский парламент внесен законопроект о запрете на въезд в Соединенное Королевство примерно 60 российских должностных лиц, которые подозреваются в причастности к гибели Магнитского, и замораживании их британских активов.

Аналогичные инициативы в других западных странах – в частности в Нидерландах и США – вызывали протесты Москвы и Нажать угрозы ответных мер против западных официальных лиц.

Экономические связи

«Хотя наши разногласия в последние годы хорошо известны, мы сталкиваемся во многом с похожими вызовами, и мы с президентом [Медведевым] полагаем, что добьемся большего, работая вместе над вопросами, имеющими реальную важность для процветания и безопасности народов обеих стран», — заявил Кэмерон незадолго до поездки в Россию.

Кэмерона сопровождает большая группа британских бизнесменов. Экономические связи двух стран остаются прочными: британский экспорт в Россию продолжает расти, а лондонская биржа, как отметил британский премьер, стала предпочтительной площадкой для размещения акций российских компаний.

Впрочем, и в экономической сфере не обходится без проблем. В британскую делегацию вошел генеральный директор нефтяной корпорации BP Боб Дадли, за спиной у которого несколько лет споров с российскими партнерами по совместной нефтяной компании ТНК-BP.

В 2008 году, в бытность главой ТНК-BP, он был вынужден покинуть Россию из-за спора с группой AAR, которая в конечном итоге добилась его смещения с этого поста. В 2011 году те же бизнесмены сумели помешать потенциально выгодной сделке BP с государственной «Роснефтью» с целью освоения запасов нефти в российской Арктике.

Перезагрузка не требуется

И Лондон,и Москва дают понять, что визит действительно означает некоторое потепление отношений, но предпочитают не говорить о кардинальных изменениях в духе «перезагрузки», провозглашенной нынешней администрацией США.

«У нас с Великобританией необходимости в «перезагрузках» нет: как работали, так и работаем», — прямо сказал помощник российского президента Сергей Приходько.

Стороны также обсудят международные проблемы, прежде всего события в Ливии и Сирии.

Россия блокировала попытки западных стран ввести санкции против Сирии, призванные заставить режим Башара Асада прекратить подавление протестного движения в этой стране.

В то же время Кремль пока никак не обозначил готовность к смягчению позиции по этому вопросу.