«Украинство» как антиэтническая политическая идеология

До сих пор тезис Святейшего Патриарха Кирилла о том, что Украина – часть Русского мира, вызывает бешенство у националистов. Между тем, это очевиднейший факт. Большинство ее населения пропитано русской культурой, в быту говорит по-русски, идентифицирует себя с канонической Православной Церковью, любит Россию и Белоруссию, имеет родственников и друзей в РФ. Не говоря уж об имеющихся глобальных экономических и политических связях между двумя братскими государствами. При этом это самое большинство народа Украины, отвергающее бандеровщину, любит свою землю – древнюю, «Малую» часть Руси.

А вот большинство «свидомых» галичан, согласно статистике, с удовольствием готовы переехать в солнечную Канадщину, США или Евросоюз.

Конечно, за 20 лет остервенелой русофобской пропаганды, которую ведет верхушка Украины (почти вся русскоязычная и абсолютно вся русско-культурная), количество людей, считающих себя «щирыми украинцами» сильно выросло. Старой партхозноменклатуре надо же было как-то объяснять, почему она имеет право управлять территорией отделившейся УССР и прихватизировать там всю госсобственность. Однако вся наша история буквально кричит о том, что мы должны быть вместе. Вот и пришлось придумывать альтернативные варианты истории.

Кстати, подобные процессы происходят даже в «прорусской» вроде бы Белоруссии, невзирая на сопротивление Батьки. Это закономерность развития национальных бюрократий. При этом количество русскоязычных граждан на Украине и в РБ за годы независимости значительно выросло – рыночная экономика сняла командные методы защиты языка. Например, украиноязычные СМИ, как правило, нерентабельны. Но пропаганда против Руси продолжается на государственном уровне, при любых режимах. В результате происходит «ирландизация» Украины – появляються массы русскоязычных людей, маргинальных по духу и интеллекту, и ненавидящих русских и Россию. Как в Ирландии англоязычные люди, не знающие языка предков, ненавидят англичан.

Именно такие русскоязычные украинцы, в быту стыдящиеся, да и не умеющие толком говорить по-украински, и составили ядро майдана. При этом у многих подобных типажей возникает когнитивный диссонанс между их реальной этнической идентичностью и вдолбленной им в головы политической идеологией «украинства». Это нередко приводит их к разного рода эмоциональным, и даже психическим разладам, особенно в периоды обострения информационных войн. Недаром же в знаменитой киевской психбольнице Павловке во время «Майдана» вдвое выросло количество пациентов. Но даже и без таких экстремальных случаев, начался страшный развал в семьях, разрыв поколений. Ведь предки современных «майданщиков»-укров, обычно верой и правдой служили общей Родине – великой исторической России, включавшей множество земель, ныне ставших «независимыми». Во все периоды обострения политической борьбы, как во время упомянутого уже майдана, количество семейных ссор, особенно в русскоязычном, но при этом «оранжевом» Киеве, резко возрастает.

К счастью, таких укров-русофобов на Украине пока меньшинство.

С самого начала своего появления украинство было политической идеологией, а не этносом. (см. статью «Украинство: этнос, или идеология»). По терминологии некоторых ученых, малороссов можно было бы назвать субэтносом в рамках единого русского «суперэтноса». В рамках нынешней России существуют, например, терские казаки и сибирские чалдоны. Эти субэтнические группы отличаются между собой по своей ментальности и укладу жизни весьма сильно, куда сильнее, чем, например, черниговцы и жители Курской губернии, ныне разделенные государственной границей. Но, тем не менее, и чалдоны и казаки – русские.

Главным идентифицирующим фактором в Русской империи было Православие. В графе паспорта стояла не национальность, а вероисповедание. Собственно, и войну за воссоединение с Россией казаки Богдана Хмельницкого затеяли, чтобы защитить веру, да еще добиться дворянских привилегий, причем царь Алексей Тишайший согласился их поддержать весьма неохотно, только по настоянию патриарха, видевшего в защите православных верующих долг русских царей. Обе цели казаков были довольно успешно достигнуты. Православие в Малороссии воскресло из-под католического гнета, казаки наводнили Петербург, бесцеремонно влезая во все системы управления империей, вплоть до спален императриц. Количество же крепостных в малороссийских губерниях было значительно меньше, чем в Великороссии.

Вот почему «300 –летнее ярмо Москвы» почти никто на Украине не пытался сбросить. Никто не презирает свой народ больше, чем все эти бандеровцы, пытающиеся объявить его нацией «недочеловеков» за то, что он так долго терпел «москальский гнет». Всегда и в хорошем, и в плохом, две ветви единого народа были вместе. Малороссийские святые всегда идентифицировали себя со всей Русью. Киево-печерским преподобным даже в голову не могла придти идея образования некой «единой поместной Церкви», создание каковой ныне лоббируют украинские националисты, которые в храм не ходили и не будут ходить ни при каком статусе УПЦ. Разве забегут по-быстрому на Пасху посвятить сало и кулич, чтобы потом крепко напиться русской водкой…

Вот, собственно, и вся Украина без подарков Росиии…

Известно знаменитое завещание преподобного Лаврентия Черниговского о духовном единстве Руси. Правда, ныне некоторые националисты, даже в сане архиеерев УПЦ пытаются доказать, что это неправда. Но автор этой статьи лично общался с его духовными чадами, которые на своем родном украинском языке объяснили, что это не просто правда, а многократно им повторенный на многих проповедях тезис, который они вполне поддерживают.

Да и все святые, говорившие на тему единства Святой Руси, говорили об украинском сепаратизме и возможной «независимой» от Москвы (или от Бога?) Церкви резко отрицательно. Так, священномученик Пахомий (Кедров), архиепископ Херсонский даже на допросе в НКВД не побоялся прямо заявить, что политическое разделение России и Украины есть следствие духовной деградации русского народа. Что касается того, кто является истинным патриотом Украины, то епископ Ипполит сказал как нельзя лучше: «Есть два лагеря. Православный-это те, кто за чистоту догматов Православной веры, категорически за единство Русской Православной Церкви, категорически против самой идеи автокефалии на Украине. Из религиозных убеждений этих верных чад Святой Церкви вытекают и их социально-политические взгляды. Они видят Украину яркой, самобытной, но неотделимой частью Русского мира. Они справедливо полагают, что теснейший союз единоверных и единокровных Великой, Малой и Белой Руси является единственным гарантом возрождения православной цивилизации в мировом масштабе…»

Также и великие ученые, деятели культуры малороссийского происхождения, ни в царское, ни в советское время не отделяли себя от остальной части империи. Великому Николаю Гоголю не хотелось, да и не нужно было объявлять себя украинцем, тем более что тогда и слова-то такого не было. Это понадобилось второразрядному литератору Владимиру Винниченко, который только в статусе «українського письменника» мог получить признание хоть некоторых читателей.

И даже в плохом мы тоже едины. Нехорошо, конечно, что существует у нас преступный мир. Но весьма показательно то, что даже и он совершенно един для всего СНГ, как был единым и прежде, при царях и генсеках. Нет и никогда не было отдельной «украинской мафии», поскольку нет никаких серьезных этнических различий между велико- и малороссами. То, что таковую ныне «обнаружили» некоторые кинематографисты – бред. Фильм «Брат-2», где показаны некие «щиро украинские» бандиты – вредный неправдивый фильм, разделяющий народ. Уголовники ведь бесконечно далеки от политических утопий, являющихся обычно уделом интеллигенции и политиканов.

Урки-«свидомого украинца» на свете быть не может. Так же, как не может быть урки-щирого либерала, или урки-коммуниста. То есть уголовник может быть как-то перевоспитан в политическом ключе – но тогда уж он перестанет быть чистым уголовником, а станет, например, революционером, как это нередко бывало в России в начале ХХ века. Даже если некий бандит является украиноязычным выходцем из Западной Украины, то он никогда не станет из принципа балакать на фене с украинским выговором – его засмеют в лучшем случае. Все жители Украины прекрасно знают русский. Выходцы из всех субэтносов исторической России, при всем различии ее наречий, хоть из Сибири, хоть из Донских земель, переходят на единую блатную феню на основе русского языка.

А вот грузинская, или чеченская мафия существуют, это действительно во многом иные народы, довольно сильно отличающиеся от русского. Там налицо настолько сильные национальные отличия, что от них так просто не избавишься. Грузинский язык перестраивает речевой аппарат на физиологическом уровне, существуют серьезные расхождения в ментальности и культуре, чего между русскими и народом Украины нет. Но, кстати, даже в этом случае, имперская идентичность доминирует, и кавказцы, и евреи тоже во многом русскокультурны. Между собой они общаются по-русски, почему их преступных представителей, живущим на Западе, там обычно называют «русской мафией». К слову заметим, что именно «русской», а не «российской», хотя так было бы и справедливее, и политкоректнее. Беда в том, что вся эта политкорректность придумана и заточена как раз против таких стран, как Россия…

Неудивительно, что новая политическая нация нуждалась в «новой истории». Все в этом плане происходило по Оруэллу: «Кто контролирует настоящее, тот контролирует прошлое. Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее». У нас до сих пор преподается история Украины, как история антирусских «вызвольных змагань», направленных на создание отдельной нации-государства. Причем, по циничному манипуляторству, а часто – и по невежеству составителей таких учебников и «научных исследований», политические реалии, даже в Западной Европе существующие менее двух с половиной веков, переносятся в средневековую Русь и Речь Посполитую. Так, например, «борцом за вильну Украину» стал Иван Мазепа – средневековый вельможа-интриган, планировавший за измену своему суверену-царю получить у польского короля княжеский титул и ряд земель на территории современной Белоруссии.

Король Польши Станислав Лещинский, а реально слуга шведского короля, обещал своей марионетке Мазепе, по свидетельству Густава Адлерфельда, камергера Карла XII, следующее: «Вся Украина, включая княжества Северское, Киевское, Черниговское и Смоленское, должна вернуться под владычество Польши и оставаться под ее короной, за что Мазепа награждается титулом князя и получает Витебское и Полоцкое воеводства с теми же правами, которые имеет герцог Курляндский в своей земле». Нынешним апологетам Мазепы не помешало бы вспомнить, что народ за ним не пошел, пошел небольшой отряд, от 1500 до 3000 человек. Остальные стали сопротивляться захватчикам. Об этом пишут такие, например, историки, как украинофил Николай Костомаров, которого трудно заподозрить в русском шовинизме.

Церковь, как мы знаем, предала изменника Мазепу анафеме. Мазепа изменил клятве в верности православному царю, выступил на стороне шведов-еретиков, массово осквернявших русские храмы. Результатом измены, если бы сей «герой» победил, стало бы католическое вторжение на русскую землю. А уж о личной жизни «героя» вообще страшно говорить. Бесконечный блуд, измена всем и вся. Даже свою же крестную дочь он соблазнил, хотя ему было за 60, а ей – 16, а ее отца замучил насмерть пытками, пытаясь узнать, где золото, отчего несчастная сошла с ума…

Современные украинские историки не любят упоминать о том, что в тот период местоблюстителем Патриаршего престола в Москве был выходец из Львова Стефан Яворский. Только вот не гордился он своим происхождением из «галицкого Пьемонта». Его семье пришлось бежать из этой «цитадели Европы» в Украине, ибо поляки огнем и мечом приводили к унии последних оставшихся там православных, громили и захватывали церкви. А что сказать о тех тысячах простых украинских священников и многих епископах, которые пострадали от натиска «цивилизованных европейцев», насильно принуждавших изменить своей вере?
В ту пору, заметим, вся архиерейская верхушка Русской Церкви состояла из малороссов, как они себя сами называли – слова «украинцы» тогда вообще никто не знал. Сначала Мазепу предали вечному проклятию в Глухове украинские архиереи: Киевский митрополит Иоасаф Кроковский, Черниговский архиепископ Иоанн Максимович и Переяславский епископ Захарий Корнилович. А затем уж анафема Мазепе прозвучала и в Москве. И назвали его в ней «новым Иудой»…

У тогдашней Украины (причем слово это не употреблялось, а употреблялось «Русь» или «Малая Русь») не было своего монарха, имеющего «канонические», так сказать, права на данную территорию. А в те времена только монархи и были легитимными правителями, за редким исключением торговых республик с совершенно нехарактерной для тогдашней Восточной Европы демократической формой правления. Мазепа в глазах тогдашнего «мирового сообщества», и, что еще хуже, собственного народа, был бы всего лишь узурпатором. Его власть не могла бы держаться долго. Любой из вождей казачьей голоты или представителей старшины мог бы сказать: «Ребята, на его месте должен был быть я!». Каждый влиятельный житель Малороссии спрашивал бы себя: «А чем я хуже Мазепы?». И действительно, ничем…

Слава Богу, что с уходом из политической сцены националистического фанатика Виктора Ющенко, инициированная им несуразная пропаганда этого уродливого «героя» на государственном уровне закончилась. Казус Мазепы напоминает коммунистическую историографию. Для обоснования своего господства большевикам требовались примеры из истории. И вот предтечей коммунистов был назначен… Емельян Пугачев, который, вообще-то был обычным для средневековья «монархом»-самозванцем, не имеющим ничего общего с левыми утопическими идеями Нового Времени. Даже Иосиф Сталин возмущался такими «исследованиями», указывая «историкам» на иную мотивацию Пугачева, несмотря на личную заинтересованность в легитимизации своей власти…

Так что «украинство» — и в этом отношении является обычной новой политической идеологией, адепты которой занимаются «подгонкой» истории под свои утопические теории.

Объединять Русь может только имперская идея, которая всегда носила универсальный, а не племенной характер. Как только она угасает, начинается развал государства. Дважды в ХХ веке распадалась Русская империя. Один раз в 1917-м. Тогда часть народа, а главным образом – деградировавшее высшее общество, решило, что оно может отбросить православную религию, а значит — жить без Царя, Помазанника Божьего. Естественно, свержение царя, который одновременно являлся как бы и Верховным Советом, и премьером, и Президентом, переворачивало государство вверх дном и открыло ворота к гражданской войне и распаду. Тем более что этот акт «торжества демократии» был совершен проевропейскими «умниками» во время страшной Мировой войны, в период, когда как никогда нужен был единый, легитимный центр управления.

Второе «торжество демократии», также вызвавшее распад, произошло в 1991 году, когда элиты, не предусмотрев ничего взамен, отказались от советской идеологии, которая, правильная она, или нет, но сплачивала народы и легитимизировала власть. В условиях образовавшегося духовного вакуума погибло больше миллиона человек во вспыхнувших на окраинах войнах – в Таджикистане, Нагорном Карабахе, Чечне, Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, и т.д. Причем оба раза развал начинался именно в Москве и Петербурге. Оба раза расцветал и местечковый русский национализм, безбожный и нелепый, не менее губительный, чем его антиподы-близнецы на Украине и в Белоруссии. Москва буквально выталкивала тот же Таджикистан, совсем не желавший отделяться, и праздновала свой «день независимости», не желая делиться ресурсами с инородцами. Хотя потом проиграла и Россия, и «инородцы»…

…Сейчас с помощью европейских грантов срочно формируются отдельные от русских «поморские», «уральские», и «казачьи» нации. Выпускаются фильмы, издаются соответствующие «исторические исследования», «этнографические очерки», и прочий бред, который все это «обосновывает. И результаты есть! На последней переписи населения в графе национальность написали «казак» примерно… семь миллионов человек! Так формируются новые линии разлома РФ. Поэтому и в России, как и на Украине, хватает своих обманутых и наивных людей, ведущихся на приманку национализма. Не следует особенно удивляться тому, что украинский национализм приобрел такой размах именно на Украине. Ведь было множество внешних сил, заинтересованных в этом, например, австрийцы, поляки, затем – Третий Рейх, затем Евросоюз и США. Отдельную от России Украину им намного легче пожирать. Ясно, что такая идеология не приведет к процветанию ни Украину, ни Россию. А только к новым войнам и упадку…