Премьер Британии прибудет в Москву

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон станет первым за последние пять лет главой британского кабинета министров, который посетит Россию с официальным визитом — 11 и 12 сентября он встретится в Москве с президентом РФ Дмитрием Медведевым и российским коллегой Владимиром Путиным.

Визита этого ждали долго в свете того, что в последний год полярная ночь в отношениях двух стран начала отступать и нарастание темпов двусторонних контактов на разных уровнях показало, что стороны готовы что-то менять.

Точная программа визита пока не оглашалась ни одной из сторон. Кэмерон встретится в Москве с Медведевым, по личному приглашению которого он и летит в Россию. Кроме того, британский премьер везет с собой внушительную бизнес-делегацию, то есть акцент будет сделан именно на экономическом сотрудничестве.

Несмотря на некоторые позитивные тенденции в двусторонних отношениях, революционных изменений от этого визита эксперты не ждут. Главное, хотя бы закрепить то, чего с трудом удалось добиться, считают они.Последний на сегодняшний день официальный визит британского премьера в Россию состоялся в 2006 году, когда в Москву приезжал Тони Блэр. После этого последовал катастрофический для отношений двух стран год: убийство в Лондоне бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко и отказ РФ выдать Британии Андрея Лугового, обвиняемого в этом преступлении, запрет МИД РФ на продолжение работы региональных офисов Британского Совета, прекращение всех британских контактов с ФСБ, замораживание работы над двусторонним соглашением об облегчении визового режима.

Нараставшие как снежный ком разногласия, наложившиеся и на старые конфликты, например, ситуацию с отказом Лондона выдать России Бориса Березовского, свели на нет двусторонние контакты.

На уровне премьеров связь была полностью прервана, причем на крайне неприятной ноте — в памяти осталась встреча Путина и Блэра на саммите G8 в 2007 году (британские СМИ называют ее катастрофой) и короткий телефонный разговор, когда четыре года назад Путин поздравил Гордона Брауна с получением кресла премьер-министра.

Затем последовало новое обострение после вторжения грузинских войск в Южную Осетию в 2008 году, когда Лондон занял едва ли не самую жесткую в Европе позицию по отношению к Москве.

Но затем Медведев и Кэмерон нашли взаимопонимание, а каждый подобный разговор и Москва, и Лондон оценивали весьма позитивно. Именно эти симпатии положили начало тому, что теперь принято называть «оттепелью» российско-британских отношений. За последний год взаимные визиты в Москву и Лондон совершили главы МИД Британии и РФ Уильям Хейг и Сергей Лавров.

Стороны стали стараться обходить острые углы и идти по той дороге, где взгляды и цели двух стран совпадают.

Это, в первую очередь, в интересах и российского, и британского общества, говорит посол России в Великобритании Александр Яковенко.

«За последний год с небольшим в российско-британских отношениях создан задел, позволяющий смотреть в будущее нашего взаимодействия с осторожным оптимизмом», — сказал посол в интервью российским информагентствам в преддверии визита.

На Лондонской фондовой бирже торгуются ценные бумаги порядка 70 российских компаний и компаний с российским фокусом, в Лондоне успешно работают несколько российских банков и финансово-инвестиционных компаний, открываются российские рестораны. Опыт Лондона активно используется и при создании в Москве международного финансового центра — этим занимается двусторонняя рабочая группа, первое заседание которой прошло в июле. Никаких подвижек пока нет в области облегчения визового режима или восстановления сотрудничества в борьбе с терроризмом, зато активно сотрудничают стороны в области юриспруденции.

Точек соприкосновения у РФ и Британии много и выгода от сотрудничества будет обоюдной, но акцент будет сделан именно на укреплении бизнес-связей.

Кэмерон постарается активизировать это сотрудничество, привезя с собой в Москву внушительную бизнес-делегацию, в которую войдет, например, глава нефтяной компании BP Боб Дадли. Британия остается одним из ключевых инвесторов в российскую экономику, хотя деловые контакты несколько и сократились после финансового кризиса.

Однако и здесь не все гладко, ведь британский премьер приедет в Россию всего две недели спустя после обысков в московском офисе российского представительства ВР, и эта тема, скорее всего, британской стороной будет подниматься.

Но британские эксперты весьма скептически относятся к перспективе резкой активизации бизнес-сотрудничества. Эксперт Королевского института международных отношений Chatham House Филип Хэнсон считает, что деловая повестка поездки будет более чем стандартной.

«Я думаю, что будет подписан ряд контрактов, как всегда бывает в ходе таких поездок, но ничего, что заметно изменило бы общий расклад», — сказал Хэнсон.

Эксперт исходит из общего достаточно нестабильного положения мировой экономики и, в частности, объективных сложностей, с которыми сталкивается британский бизнес в России в последнее время, например, провал сделки между той же ВР и компанией «Роснефть».

«Да и британское присутствие в высокотехнологичных проектах, главным образом, в «Сколково», минимально», — добавляет он.

Несмотря на общий позитивный настрой, каждая сторона будет поднимать болезненные для себя вопросы.

Вице-премьер РФ Дмитрий Козак перед визитом Кэмерона дал брифинг британским журналистам, пообещав, что Россия не будет первой начинать тему Литвиненко. Британские эксперты обещают, что Кэмерон этот вопрос не обойдет.

Скорее всего, в ходе переговоров с российскими руководителями Кэмерон обсудит и ситуацию с Михаилом Ходорковским, и международные вопросы, в частности, российскую позицию по ситуации в Сирии.

При этом Козак сказал, что Москва хочет узнать, почему Британия не ответила на российское предложение войти в экспертную панель для обсуждения проблем безопасности на Олимпиаде-2014 в Сочи (на приглашение откликнулись 12 государств, включая США, Францию и Германию).

«Я не могу объяснить, по какой причине мы не получили никакого ответа от Великобритании. Мы готовы помочь в организации безопасности на лондонской Олимпиаде, предоставляя имеющуюся у нас информацию о деятельности международных террористических организаций, и мы рассчитываем получить какие-то данные взамен», — цитирует Козака газета Daily Telegraph.

В любом случае, начало новой эры российско-британских отношений, каким бы ни было его продолжение, уже положено.

Глава российского МИД Сергей Лавров в интервью журналу FIRST выразил уверенность, что предстоящий визит Кэмерона является хорошей возможностью для пересмотра нынешнего состояния политического диалога между двумя странами. Поездка эта, считает Лавров, приходится как раз на то время, когда все больше и больше людей, включая политиков, понимают, что идеологические предрассудки должны уступить дорогу прагматизму и поиску баланса интересов, как в международных, так и в двусторонних отношениях, несмотря на то, что в некоторых вопросах мнения правительств могут не совпадать.

О том же говорит и посол Яковенко, который считает, что давить друг на друга и требовать отказа от своих позиций не надо, когда можно сосредоточиться на общих интересах.

«В условиях укрепления доверия мы можем, не впадая в злорадство или поучительство, откровенно обсуждать проблемы наших обществ и совместно искать пути их решения», — заключил он, передает РИА «Новости».