Ташкент недоволен Москвой

Похоже, что участие Узбекистана в функционировании Северной сети поставок — одного из главных маршрутов снабжения войск в Афганистане — продиктовано стремлением этой страны оградить себя от России.

Как свидетельствуют дипломатические депеши, подготовленные посольством США в 2009 году и обнародованные Wikileaks, администрация президента Узбекистана Ислама Каримова стремится использовать Северную сеть поставок с целью продемонстрировать свою независимость от России. Согласно одной из депеш, накануне декабрьского визита 2009 года в Ташкент главы российского МИД Сергея Лаврова узбекские власти вышли с предложением к США открыть аэродром под пограничным городом Термез для использования американской авиации.

«Возможно, что предложение узбекской стороны о предоставлении в пользование аэродрома в Термезе является не столько искренним предложением к США, сколько сигналом, свидетельствующим о недовольстве Ташкентом Москвой», — говорится в депеше, датированной 23 декабря 2009 года. Американские власти в итоге не воспользовались этим предложением Ташкента, в основном из-за опасения, что маневры американских военных самолетов над Термезом будут мешать войскам Бундесвера, дислоцирующимся на базе в Термезе.

Из дипломатических документов также явствует, что Ташкент видит в Северной сети поставок своеобразный спасательный круг, способный удержать на плаву терпящую бедствие экономику страны. Одним из условий Ташкента по поводу своего участия в работе данной сети стало требование гарантировать закупки у местных поставщиков на сумму по меньшей мере в 100 млн. долларов. «Представители властей Узбекистана, от президента Каримова до чиновников самого нижнего звена, желают успеха маршруту снабжения, проходящему по территории Узбекистана», — говорится в одной из американских дипломатических депеш от 14 августа 2009 года.

Пентагон запустил Северную сеть поставок в начале 2009 года с целью диверсифицировать пути снабжения войск, участвующих в афганском конфликте. Центральноазиатский транзитный маршрут гораздо надежнее поставок через Пакистан. Северный вариант предусматривает поставки из Европы воздушным и железнодорожным транспортом по территории России и Казахстана в Узбекистан. Железнодорожный пункт Термез-Хайратон на узбекско-афганской границе является узлом, через который грузы попадают на территорию Афганистана.

Обнародование Wikileaks последнего пакета депеш совпало по времени с предпринимаемыми администрацией президента Обамы шагами по снятию ограничений на оказание американской помощи Узбекистану, связанных с неудовлетворительным послужным списком Ташкента в области соблюдения прав человека. Согласно принятому в 2004 году положению госсекретарь США должен удостоверить, что Ташкент добился «существенного и устойчивого прогресса» в выполнении демократических обязательств, взятых на себя в рамках подписанного в 2002 году двустороннего соглашения. По имеющимся сообщениям, должностные лица добиваются, чтобы Конгресс дал госсекретарю добро на то, чтобы временно отказаться от этого условия при рассмотрении вопроса о программах помощи Узбекистану.

В своем заявлении от 7 сентября правозащитная организация Human Rights Watch призвала контролируемую республиканцами Палату представителей сохранить в силе существующее положение. «Снятие Соединенными Штатами данного ограничения стало бы огромным подарком одному из самых репрессивных правительств в Центральной Азии, — приводится в заявлении высказывание директора организации по Европе и Центральной Азии Хью Вилльямсона (Hugh Williamson). — Опыт «арабской весны» должен был подсказать администрации, что принижение значения фактов нарушения прав человека недобросовестными союзниками не только плохо отражается на населении соответствующих стран, но и наносит вред интересам и репутации США в долгосрочной перспективе».

Северная сеть поставок стала настоящим благодеянием для узбекско-американских отношений, переживавших резкий спад после андижанских событий 2005 года, когда представители узбекских силовых структур расстреляли сотни безоружных манифестантов.

«Северная сеть поставок предоставила нам возможность расширить свои взаимоотношения с Узбекистаном», — говорилось в депеше посольства США от 14 августа 2009 года.

Эти документы во всей красе демонстрируют цинизм американских дипломатических кругов. Чтобы потрафить Узбекистану, ставшему участником Северной сети снабжения, дипломаты в своих депешах подчеркивали необходимость особо не акцентировать тот факт, что Ташкент зарекомендовал себя одним из самых злостных нарушителей прав человека. Американские дипломаты, похоже, намерены были создать впечатление озабоченности проблемой соблюдения прав человека, не добиваясь всерьез подвижек на пути демократизации.

«Наша задача и впредь добиваться прогресса в вопросе [соблюдении прав человека] в объеме, достаточном для того, чтобы ослабить нажим, периодически оказываемый некоторыми кругами, призывающими занять более жесткую позицию в отношении Узбекистана», — говорится в депеше от 14 августа 2009 года.

Документ от 15 октября 2009 года дает основания полагать, что американские дипломаты позволили узбекской стороне диктовать повестку дня ежегодных двусторонних консультаций с участием помощника госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Роберта Блейка (Robert Blake). Как поясняется в депеше, «[министр иностранных дел Узбекистана Владимир] Норов высказал предложение, чтобы Блейк не поднимал с президентом Каримовым вопросов о детском труде, свободе религии и статусе НПО [неправительственных организаций] в Узбекистане».

«Ключевая задача состоит в том, чтобы включить эти вопросы в повестку дня, не делая на них особого акцента, что, как мы полагаем, является достижимым и будет служить интересам США», — говорится далее в документе. Как отмечается в депеше, обеспокоенность ситуацией в области соблюдения прав человека в ходе встречи Блейка с должностными лицами Узбекистана была озвучена, но дискуссия состоялась за закрытыми дверями.