Александр Лукашенко научит Запад «демократии»

Президент Белоруссии Александр Лукашенко раскритиковал политические требования МВФ и пообещал выпустить осуждённых после декабрьских беспорядков. По мнению представителей оппозиции, рассказавших Firstnews о тюремных реалиях, «политических заложников власть использует для того, чтобы назначить некую цену за их освобождение».

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил на встрече с журналистами, что считает неприемлемым выдвижение Международным валютным фондом требований освободить политзаключённых. Со стороны МВФ такое требование выдвигалось первым пунктом для получения кредита Белоруссии. Этим они и «открыли свое лицо», отметил глава государства.

Александр Лукашенко обратил внимание на то, что от него одновременно требуют освобождения политзаключённых и независимости судебной системы. Он назвал это «парадоксом» и посоветовал Западу поучиться у Белоруссии демократии.

«Какая может быть демократия, если они разбомбили целую страну – Ливию? – передаёт БЕЛТА слова Лукашенко. – По их подсчётам, погибли более 100 тыс. людей. Чего влезли в чужую страну? О какой демократии может идти речь?»

Заявления о попытках Белоруссии получить поддержку Запада в обмен на освобождение осуждённых за массовые беспорядки 19 декабря 2010 года, по мнению президента, являются «полной чушью». В Белоруссии, сказал он, нет политических статей в Уголовном кодексе, а потому не может быть и речи о политзаключенных. «У нас есть статьи, посредством которых мы наказываем громил, бандитов, разгильдяев и прочую рвань, которая мешает жить нашим людям», — сказал Александр Лукашенко.

Помиловать осуждённых за участие в массовых беспорядках в декабре 2010 года он намерен, когда придёт время: «Мы не кровожадные – выпустим».
Справка

Белорусская оппозиция устроила 19 декабря 2010 года несанкционированную акцию протеста в Минске после того, как было объявлено о победе на выборах действующего президента Александра Лукашенко. Митингующие штурмовали Дом правительства. Милиция задержала более 600 человек, большинство из них были наказаны административно. Всего по уголовному делу о массовых беспорядках проходили десятки человек.

Политзаключённые рассказали Firstnews, какая на самом деле в Белоруссии «демократия». Они считают, что Белоруссия может научить Запад «издеваться над людьми и преследовать за инакомыслие».

Член бюро ЦК Белорусской партии левых «Справедливый мир» Сергей Возняк после участия в беспорядках 19 декабря 2010 года получил два года условно. Полтора месяца он был под следствием в СИЗО КГБ, затем три с половиной месяца — под подпиской о невыезде.

«Я шестым сидел в двухместной камере. В течение полутора месяцев мне не пришло ни одного письма от родных, мои письма тоже не доходили. Как осуждённый, я имел право неограниченных встреч с адвокатом, за полтора месяца я встретился с ним три раза только во время допроса», — рассказал Firstnews Сергей Возняк.

Лидер Объединённой гражданской партии Анатолий Лебедько после 19 декабря находился 108 дней в СИЗО КГБ, «этом осколке советской тоталитарной системы». По его словам, там было введено чрезвычайное положение.

«Это был большой кошмар, — делится воспоминаниями с Firstnews Анатолий Лебедько. – Ночью в камере, в которой было не больше 13-14 градусов тепла, включали дневное освещение. Вместо нар был сбитый из досок настил, заставляли всю ночь лежать лицом к глазку и с руками на виду. Каждый день нас выводили в спортзал, заставляли раздеваться догола, ставили на растяжку, водили в наручниках, ласточкой, как обычно водят приговорённых к смертной казни. Этот перечень можно продолжить».

Представители прокуратуры, КГБ и МВД на вопрос, в чём его обвиняют, ответили Анатолию Лебедько: «У вас столько грехов, что на десятерых хватит!» Уголовное преследование в отношении лидера партии прекратили только 23 августа, так как не было найдено доказательств его вины в подготовке и участии в беспорядках. До 23 августа он был фактически под домашним арестом. До сих пор ему не отдали паспорт.

«Политических заложников власть использует для того, чтобы назначить некую цену за их освобождение, — считает Анатолий Лебедько. – Как только меня освободили, посланники из белорусского министерства иностранных дел, это было накануне введения санкций Евросоюза, сразу пошли в западные посольства и возразили, что никакие санкции не нужны, так как они отпустили гражданина Лебедько».

Лукашенко открестился от наследников

Президент Белоруссии 9 сентября заявил журналистам, что власть в стране не будет наследной. «Запомните: я никогда никого не боялся и не боюсь. Я не вчера пришёл к власти. Поэтому, если народ завтра решит, что будет кто-то другой здесь – ради Бога. Это ж не «батьковщина». Я своих сыновей не готовлю наследниками на своё место, как они (оппозиция — прим. ред.) там заявляют через одного», — подчеркнул глава государства.

Он пригрозил оппозиции, чтобы она не надеялась прийти к власти. Свою позицию Александр Лукашенко объяснил нежеланием отдать страну: «Чтобы поделить, раздербанить, как это произошло у некоторых белорусских соседей, а потом сидеть на развалинах и рассказывать, как им тяжело и плохо».