«Справедливая Россия» и КПРФ потребовали отставки Левитина

Авиакатастрофа Як-42 под Ярославлем, унесшая жизни 43 человек, стала причиной того, что депутаты-оппозиционеры начали требовать отставки министра транспорта Игоря Левитина. 20 сентября глава Минтранса должен явиться на «правительственный час», где расскажет депутатам о состоянии авиапарка России. За это предложение выступили депутаты от всех фракций, а спикер Борис Грызлов поддержал инициативу. После заслушивания отчета министра «Единая Россия» должна будет определиться с вопросом его поддержки либо неподдержки.

Кроме того, Грызлов предложил подумать над проведением парламентского расследования в связи с крушением самолета и гибелью хоккейной команды «Локомотив». «Давайте подумаем — может быть, мы это решение примем, когда будет Левитин», — цитирует Интерфакс слова спикера. При этом он подчеркнул, что идея создания специальной группы для изучения обстоятельств авиакатастрофы была озвучена накануне в Ярославле, а руководитель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев и депутат Андрей Кокошин получили соответствующие поручения и «подключились к этой работе. Грызлов добавил, что для проведения парламентского расследования необходимы специальные решения, которые могут быть приняты как раз 20 сентября.

Парламентское расследование — это, конечно, прекрасно и, возможно, даже необходимо, однако Грызлов явно запамятовал о существовании соответствующего закона или не обратил внимание на пункт 5 статьи 9 Федерального закона от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», где указано, что «инициатива возбуждения парламентского расследования не может быть выдвинута и комиссия не может быть создана в течение последних шести месяцев полномочий президента РФ или Государственной Думы, а также в период избирательной кампании по выборам президента РФ или по выборам депутатов Государственной Думы». А как мы знаем, до окончания полномочий Госдумы остается менее полугода, и на декабрь уже назначены выборы в нижнюю палату Федерального Собрания. Таким образом, даже при огромном желании депутатов или кого-либо еще парламентское расследование провести не представляется возможным.

Да и вообще парламентское расследование в России проводилось всего лишь одни раз — после теракта в Беслане. Тогда его результаты совпали с официальными. Эксперты давно отмечали, что на сегодняшний день институт парламентского расследования в России является формальностью и не может установить истину случившегося, а при любом его применении будет выглядеть как политический заказ с копированием официальных выводов.

Фракция «Справедливой России» и КПРФ уже не раз требовали отставки министра транспорта. Так, депутат Александр Бурков, выступая сегодня на пленарном заседании, заявил, что не успели оправиться от шока после крушения «Булгарии», как снова приходится оплакивать погибших, а все это свидетельствует о «коллапсе, системном кризисе госуправления». Он уверен, что ответственность за всякого рода ЧП несут только «стрелочники». «В лучшем случае, под шумок убирают неугодных замов из министерств. А наши министры и губернаторы остаются на своих местах», — подчеркнул Бурков, добавив, что во всем происходящем сегодня виновата «Единая Россия». «Это под вашим сукном годами лежат законопроекты, предложенные оппозиционными партиям… Это вы не давали ужесточить ответственность чиновников за происходящее в их ведомствах. И это вы, восемь лет находясь в большинстве на всех уровнях власти, своими действиями или бездействием санкционировали эти катастрофы», — сделал вывод депутат.

Депутат от фракции КПРФ Николай Коломейцев заявил то же самое, а также потребовал немедленной отставки Левитина и «расследования всех коммерческих схем при министерстве».

Впрочем, удивляет, что депутатов расшевелила только эта авиакатастрофа, хотя ранее, когда еще затонула «Булгария» или рухнул под Петрозаводском Ту-134, Госдума не призывала провести парламентское расследование и пригласить для отчета Левитина. Тогда отделывались лишь стандартным набором фраз о необходимости повышения безопасности на авиатранспорте, о приоритете этой деятельности и не более того. Так чем же эта катастрофа отличается от тех других, в которых также десятками гибли люди? Или крушение Як-42 стало последней каплей, катализатором? Довели страну до нервозного ожидания, что вот-вот где-то что-то утонет, упадет, взорвется… И кто знает, не окажется ли каждый из нас в очередном списке погибших?

Почему ранее о возможности парламентского расследования никто не говорил? «В результате этих расследований полетели бы головы министров, губернаторов, других руководителей. Но у нас по воле парламентского большинства даже процедура назначения такого рода расследований настолько усложнена, что ни о чем подобном и думать не приходится. Получается, что круговая порука обеспечивается в нашей стране с самого верха», — объяснил лидер справедливороссов Сергей Миронов.

Депутат от фракции «Справедливая Россия» Анатолий Аксаков прокомментировал для KM.RU сегодняшние решения, принятые Госдумой.

— В последнее время в России происходит очень много катастроф, в основном они случаются на транспорте. Катастрофы, связанные с падением самолетов, на железнодорожном, автомобильном транспорте. Соответственно, возникает вопрос: что делает власть, чтобы изменить ситуацию? Тем более были распоряжения президента навести порядок среди перевозчиков, чтобы не было халтуры на этом рынке и в этой сфере, потому что перевозчики имеют дело с жизнями людей. Если работают слабые перевозчики, не имеющие ни материальной базы, ни кадровой, ни возможности соблюдать технические требования, например, к самолетам, то, естественно, будут катастрофы. Конечно, важно, чтобы велась работа по развитию российского авиапрома, чтобы он был более современным, конкурентоспособным. За все это нас отвечает министр транспорта. Поэтому и возник вопрос об его отставке.

Этот вопрос уже возникал, когда утонула «Булгария», когда погибло также большое количество людей, т.к. событие произошло летом, то все, вроде бы, улеглось. Но сейчас новая капля. Очевидно, возникает такое ощущение, что еще может что-то произойти. Действительно, встает вопрос о том, что порядок в этой сфере начнут наводить, когда будут приняты резкие, жесткие кадровые решения.

— Получается, отставка Левитина сможет решить проблемы в отрасли?

— Конечно, она не наладит. Я бы даже не сводил все к персоналии, а сводил бы к должности. Но, в конце концов, мы все время болтаем, говорим о модернизации, об изменении технологического состояния страны, о наведении порядка в аэропортах, на авиатранспорте, на других видах транспорта, но в то же время никаких подвижек не видно.

— Как вы прокомментируете слова Бориса Грызлова о необходимости проведения парламентского расследования, хотя сейчас законодательно эта процедура невозможна?

— Наш закон о парламентском расследовании беззубый, он не позволяет в полной мере провести расследовании. Можно его провести, но к чему это приведет? Ситуация с российским авиапарком тяжелая, он устарел, его надо заменять. Но кто должен был этим заниматься? У нас работают мини-структуры, которые как не имеют материальной базы для содержания в нормальном состоянии авиатранспорта, так и с другой стороны лишены возможности полноценно заниматься подготовкой кадров. Также есть вопросы по соблюдению трудового законодательства, потому что я слышал о жалобах со стороны экипажей, которых нещадно эксплуатируют. Все это сказывается на этих ситуациях. Надо, конечно, провести парламентское расследование и сделать выводы, но они для меня очевидны.