Как остаться победителями?

Прошло уже более 66-ти лет с того момента, как закончилась Великая Отечественная война, и с того момента как отгремели последние взрывы войны русско-японской войны, а вместе с ними – и войны 2-й Мировой. Однако до сих пор на территории нашей страны не подсчитано точное количество погибших, не дана оценка многих событиям, произошедшим как во время войны, так и после ее окончания. В российских учебниках истории порой можно прочитать совершенно противоречащие друг другу высказывания о ходе того или иного сражения, о результатах межгосударственного сотрудничества и о роли общества на том или ином историческом этапе. Историческая почва всегда оставалась и продолжает оставаться плодотворной для критики.

С момента распада Советского Союза уже успело вырасти целое поколение людей, многие из которых в серьез заявляют о том, что «лучше бы мы в той войне проиграли». Странно и даже страшно слышать такие слова из уст людей, чьи прадеды сложили свои головы ради их свободы и счастливой жизни. Человек, который заявляет, что Победа нашей стране не дала ровным счетом ничего, кроме нищеты и позора, нужно просто презирать, потому что ни на какие другие чувства по отношению к себе он не достоин.

Однако большинство «заблудших овец» сделало таковыми пропаганда, навязанная с экранов телевизоров, мониторов компьютеров, сюжетов западных фильмов и прочих средств, призванных трансформировать наше общество под заранее продуманный заказ. Молодой человек, который в учебнике истории читает о том, что Советская Армия спасла мир о коричневой чумы, смотрит на телеэкран и видит, что его сверстники в Германии и Японии разъезжают на дорогих иномарках. При этом в его голове начинает твориться нечто невообразимое. Сначала на бессознательном уровне он отождествляет каждого современного жителя ФРГ с фашистами из учебника, подданного Японской Короны с милитаристами 66-летней давности. Затем это бессознательное ставит его перед вопросом, а почему Я, как потомок победителей, не могу себе позволить купить дорогую машину. Психологическое давление нарастает, когда кто-либо говорит о том, что он так жить не должен. Далее он получается СМС-рассылку со словами: чтобы жить лучше в России ты должен выйти на улицу и начать громить иностранные посольства, убивать людей с другим цветом кожи, сжигать автомобили на улицах. Подействуют ли на молодого человека такие слова? Безусловно. Интеграция личных эмоциональных переживаний и умело срежиссированного PR’а заставят его выйти на площадь и под лозунгами «Бей немцев, евреев, негров, таджиков и вообще всех вокруг – спасай Россию!» Эта технология, согласно которой на почве индивидуального отношения к действительности, можно получить ростки тотальной ненависти, в мире не нова. Именно так к власти приходил Адольф Гитлер. Его слова о том, что Германия плохо живет, так как ее ущемляют Британия, Франция и другие европейские державы, вылилось в 12-летний мировой кошмар под названием «германский фашизм». Любая тоталитарная власть не может быть построена на основе только лишь гражданской инициативы. Она, оперируя задевающими за живое лозунгами, придает человеку агрессию по отношению к определенным лицам и понятиям, а затем «открывает занавес» перед кумиром, фюрером или отцом народов, заставляя испытывать чувство трепета по отношению к нему.

Сегодня все чаще можно слышать возгласы, согласно которых мы, живущие в стране-победительнице люди, не можем себе позволить влачить нищенское существование. При этом такие возгласы направлены либо на так называемые маргинальные слои населения, либо на тех, кто действительно находится за чертой нормальной жизни вследствие низких доходов. Активно к таким слова прислушиваются и подростки, чья психология еще не успела устойчиво сформироваться и потому болезненно реагирует на различного рода внешние факторы.

Безусловно, больно осознавать то, что миллионы людей в нашей стране вынуждены жить за чертой бедности. Больно видеть, что «побежденные» некогда нами народы успешно развиваются, находя все новые и новые средства для обеспечения себя трудовыми потенциалами и устойчивыми доходами. Такой эмоциональный настрой у многих людей повышает чувство негативизма по отношению к власти. Это было и в советские времена, это есть и сейчас. Однако самое удивительное заключается в том, что мы сами порой не желаем предпринять для улучшения собственной жизни абсолютно никаких адекватных действий. Неужели люди, которые выходят громить кавказские палатки на рынках или спускаются в метро, чтобы покалечить возвращающегося в свое общежитие китайца или вьетнамца, думают, что это и есть панацея от всех российских бед. Мы садимся в свои автомобили, в очередной раз въезжаем в одну и ту же лужу на перекрестке и начинаем голосить, что местные власти ничего не делают, для ремонта дорог. При этом мы же не поднимаем задних мест, когда проходят выборы любого уровня, заявляя, что, мол, от меня-то уж точно ничего не зависит. Бывает и иначе, люди, прекрасно осознавая, что власти ничего не делают для улучшения благосостояния, смотрят на это сквозь пальцы, продолжая клеймить на кухнях неверную политику нашего руководства. Хочется спросить: а что мы сами делаем для того, чтобы власти отвечали за взятые на себя обязательства? Что мы делаем для того, чтобы заставить чиновников работать, а не протирать костюмы от Versace на кожаных креслах, приобретенных за наши налоги? Этот вопрос можно считать риторическим… Мы сами поливаем матом «гаишников» за взяточничество, и сами суем в их руки при первой появившейся возможности цветную купюру, чтобы задобрить «начальника». Наши деды и прадеды смогли победить фашизм, а мы, позиционирующие себя, как потомки победителей, не можем даже отстоять свои права в суде, когда нам задерживают зарплату или не могут залатать крышу.

Те же немцы и японцы, которые потерпели от СССР сокрушительное поражение, не испытывают дискомфорта от того, что они «побежденные». Они просто выполняют свою работу и знают ей себе цену. Они могут в нужный момент потребовать от власти объяснений. Мы же этого делать не умеем. Поэтому выводы о том, что мы — победители, они — побежденные, поэтому мы должны жить лучше, чем они, больше похожи на умозаключения несмышленого первоклассника.
Чтобы жить лучше, нам нужно победить, в первую очередь, самих себя, свою лень и инертность.