Американский учёный приговорён к 13 годам тюрьмы за шпионаж

Стюарт Ноузетт, внёсший значительный вклад в обнаружение льда на Луне, в 2009 году передал информацию об американских военных спутниках оперативнику ФБР, выдававшему себя за агента Моссада.

7 сентября 2011 года Стюарт Ноузетт, ранее работавший в НАСА, а затем ставший консультантом управления, признал себя виновным в шпионаже. Два года, проведённые в предварительном заключении, пойдут в зачёт тринадцатилетнего тюремного срока.

Трудовая биография Ноузетта обширна. Он девять лет работал в Ливерморской национальной лаборатории (в группе перспективных разработок), долгое время сотрудничал с НАСА, состоял в Национальном космическом совете при Буше-старшем; с 1989 по 2006-й имел высокий уровень допуска к секретным правительственным документам. После ухода с госслужбы работал в Lunar and Planetary Institute, был исследователем в индийском проекте «Чандраян–1» и ведущим исследователем в проекте НАСА Lunar Reconnaissance Orbiter.

То, что Ноузетт был нарасхват в лунных проектах, обусловлено его идеей использовать радиопередатчик полувоенного лунно-астероидного зонда Clementine (на котором помимо прочего отрабатывались технологии для спутников противоракетной обороны), чтобы поискать водной лёд на полюсах Луны в 1994 году. Результаты эксперимента позволили заключить, что лёд есть; в течение полутора десятилетий это оспаривалось, но в марте 2011-го было подтверждено.

В 2006 году, когда ушедший с государственной службы Ноузетт стал сторонним консультантом НАСА, аудитор управления выяснил, что компания Ноузетта Alliance for Competitive Technology получила от НАСА лишних $265 тыс. Ноузетта заподозрили в отмывании денег; дело было передано в Министерство юстиции, сотрудники которого тут же стали контролировать электронную почту учёного, где обнаружили письмо с выражением намерения передать информацию о некоей актуальной секретной программе Израилю или ещё одной (неназванной) стране. За Ноузетта взялось ФБР, которое — несмотря на то что исследователь уже был под следствием и сотрудничал с ним — подослало к нему оперативника, представившегося агентом Моссада. Учёный успел сообщить ему проверочную информацию об американских спутниках, обеспечивающих функционирование гражданской GPS, получил первый гонорар ($11 тыс.) и 1 октября 2009 года был арестован.

Обвинение утверждает, что Ноузетт успел отправить «агенту» второй пакет документов — с секретными и сверхсекретными данными об американских военных спутниках, системе раннего предупреждения о ракетном нападении, средствах противостояния массированной атаке и ключевых оборонных планах. В 2009 году газета «Вашингтон пост» сообщала, что некрасивую операцию бюро побудило провести сотрудничество Ноузетта с израильской государственной компанией Israel Aerospace Industries, которую учёный консультировал с 1998 по 2008 год (и которая заплатила ему за всё время $225 тыс.). На правдоподобность этой версии указывает то, что Ноузетт пошёл на сделку с судом и признал себя виновным лишь по одному из обвинений в шпионаже (очевидно, по обвинению в реальном шпионаже в рамках «технических консультаций»).

История Ноузетта интересна (серьёзность наказания предполагает серьёзность преступления) и поучительна. Американские спецслужбы не могли не знать о контактах учёного с израильской фирмой, длившихся десять лет. Просто раньше эти контакты не считались шпионажем, а после корректировки внешнеполитического курса — считаются.